Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социально педагогические взгляды Песталоцци

Определение 1

Иоганн Генрих Песталоцци (12 января 1746, Цюрих, — 17 февраля 1827, Бругг) — это один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.

Педагогическая деятельность Песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827) родился в г. Цюрих Швейцарии, в семье врача.

Значительное влияние на воспитание Песталоцци оказали его мать и простая крестьянка, являющаяся преданной служанкой семьи Песталоцци. Общение со служанкой способствовало тому, что И.Г. Песталоцци имел возможность познакомиться достаточно близко с положением крестьян в те время, он проникся глубоким пониманием и сочувствием к тяжелой жизни простого народа.

И.Г. Песталоцци получил хорошее образование, складывающееся из нескольких ступеней: начальная школа, средняя латинская школа и высшее учебное заведение, имеющее гуманитарное направление – коллегиум. В ВУЗе Песталоцци обучался на философском и филологическом факультетах, именно там под влиянием французских просветителей начали развиваться его демократические и передовые идеи в области педагогики.

И.Г. Песталоцци был почитателем произведений французских просветителей, он уже в 17 лет прочел труд Ж.-Ж. Руссо «Эмиль». Именно этот труд и «Общественный договор» произвели на него большое впечатление и утвердили в желании служить своему народу.

В 1774 году И.Г. Песталоцци открывает в Нейгофе «Учреждение для бедных», которое приютило 50 беспризорных детей и сирот. Данное учреждение содержалось на деньги, которые воспитанники зарабатывали самостоятельно. Дети работали в полях, а также на фабриках за ткацкими и прядильными станками.

В стенах учреждения детям давали не только кров, но и занимались их воспитанием и обучением. Сам И.Г. Песталоцци помимо обучения детей чтению, письму, счету, занимался их воспитанием. Приглашенные ремесленники обучали детей ткать и прясть.

«Социально педагогические взгляды Песталоцци» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Таким образом, И. Г. Песталоцци предпринял попытку в организованном им учреждении объединить процессы обучения, воспитания и производственный труд детей.

После создания учреждения, на протяжении последующих 18-ти лет, И.Г. Песталоцци занимается литературной деятельностью, стремясь в своих работах привлечь внимание общественности к решению проблемы, которая тревожит его всю сознательную жизнь: «как сделать жизнь крестьян более обеспеченной, повысить уровень их умственного и нравственного развития, облегчить тяжелый труд?». На основании всех этих размышлений он издает один из своих фундаментальных трудов «Лингард и Гертруда». В данном труде рассматриваются, анализируются и развиваются идеи по улучшению жизни крестьян, путем разработки наиболее разумных методов ведения подсобного хозяйства и правильного воспитания детей.

Социально-педагогические и философские взгляды Песталоцци

Социально-педагогические взгляды Г.И. Песталоцци носили демократический характер, однако они были ограничены исторически. Песталоцци мечтал о том, чтобы возродить свой народ, он верил, что жизнь простых крестьян можно изменить путем их просвещения и воспитания. Ошибка Песталоцци заключалась в том, что он не понимал – правовое и социальное неравенство людей в рамках существующего общества является результатом многолетнего формирования и развития общественных отношений. Песталоцци считал источником всех бед народа не в экономических условиях, а в том народу было не доступно образование.

Песталоцци предполагал, что получение образования должно быть доступно каждому человеку, вне зависимости от его социального положения. Решение данной проблемы он видел в создании школ, которые будут одним из сильнейших рычагов социального преобразования существующего общественного устройства государства. Коренные общественные преобразования, по наиболее наболевшим социальным проблемам, будут свершены только тогда, когда у каждого человека будет пробуждена и укреплена его истинная человеческая сила. Всего этого можно достичь только посредством организации эффективного процесса воспитания.

Одним из важнейших средств развития и воспитания человека, Песталоцци считал труд, так как он способствует развитию не только физических сил человека, но и его ума, оказывает влияние на формирование нравственности. У каждого человека, который трудится на благо общества и государства, формируется твердое убеждение в том, что он имеет значение для жизни социума, а его труд приносит пользу для окружающих.

Песталоцци занимался развитием идеи о том, что в каждом человеке заложены определенные возможности и способности, которые необходимо самостоятельно развивать и совершенствовать. В каждом от рождения заложена духовная и физическая деятельность, в процессе воспитания необходимо создать такие условия, которые помогут ему их осуществить.

Замечание 2

Задачей воспитания Песталоцци видел формирование у человека нравственности и деятельной любви к людям.

К религии Песталоцци относится негативно, так как он считал, что все священнослужители обманщики, злоупотребляющие верой человека в Бога, с целью склонить людей к глупому и бессмысленному идолопоклонству.

Познание, по утверждению Песталоцци является тем чувственным восприятием, от которого восходит путь по переработке представлений в идеи, существующих в сознании каждого человека как его образующие силы. Они для своего выявления и воплощения нуждаются в том материала, который доставляет необходимые ощущения.

Замечание 3

Таким образом, социально педагогические взгляды Песталоцци являются идеалистическими, имеющими прогрессивный характер, так как проникнуты гуманизмом и демократическими стремлениями.

Основные социально-педагогические принципы Г.И. Песталоцци:

  1. Любое обучение должно быть основано на наблюдении и собственном опыте, подтверждаться обобщениями и выводами.
  2. Процесс обучения должен строится на последовательном переходе «от простого к сложному».
  3. Основой обучения выступает наглядность. Без наглядности невозможно добиться у воспитанника верных представлений об окружающих предметах и явлениях, формирования правильной речи и мышления.
  4. Необходимо осуществлять борьбу с вербализмом, то есть пустыми рассуждениями.
  5. Обучение должно быть направлено на накопление знаний, развивать умственные способности и мышление воспитанника.
Дата последнего обновления статьи: 24.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot