Дезадаптация – это неумение приспосабливаться к изменяющимся окружающим условиям, которое выражается в неадекватном реагировании или поведении личности.
Социальная дезадаптация – это одна из глубоких степеней дезадаптации, характеризующаяся асоциальными проявлениями (курение, сквернословие и т.д.), отчуждением от семьи и школы, что приводит к снижению интереса и мотивации на обучение и последующему осложнению в профессиональном самоопределении.
Сущность социально-педагогической реабилитации дезадаптивности детей и подростков
Социально-педагогическая реабилитация – это специально организованная работа с дезадаптированными детьми и подростками, включающая в себя систему мер, направленных на решение широкого диапазона задач от овладения элементарными навыками поведения в обществе до полной успешной интеграции в это общество.
Реабилитация осуществляется в виде процесса психического и физического воздействия на личность. Как процесс реабилитация представляет собой восстановление и активизацию резервных сил и возможностей человека.
Социально-педагогическая реабилитация является процессом по «возвращению» ребенка или подростка к активной жизни в обществе, учебе, общественно полезному труду. По своей природе, данный процесс является непрерывным, хотя и несколько ограниченным во времени.
Сущность социально-педагогической реабилитации заключается в том, что она представляет собой специально разработанную систему мер, которые направлены на формирование у дезадаптированных детей и подростков:
- ряда личностных качеств, необходимых для успешного существования в рамках современного социума, взаимодействия с окружающими людьми;
- навыков по самообслуживанию;
- положительных социальных ролей и направленностей;
- общепринятых норм и правил поведения в обществе;
- направленности на получение образования, профессии, специальности.
Кроме того, социально-педагогическая реабилитация предполагает обязательную работу по профилактике бродяжничества и безнадзорности среди дезадаптированных детей и подростков.
Таким образом, основной целью социально-педагогической реабилитации дезадаптированных детей и подростков, заключается в социальной защите и поддержке данной категории, оказание им всесторонней поддержки в жизненном самоопределении.
Виды и этапы социально-педагогической реабилитации
Социально-педагогическая реабилитация включает в себя следующие виды мероприятий:
- Медико-психологическая помощь – оказывается необходимая помощь детям и подросткам, которые попали в силу разных причин в разнообразные сложные жизненные или экстремальные ситуации (физическое или психическое насилие, социально опасные условия проживания и т.д.).
- Нравственно-эстетическая помощь – включает в себя формирование у детей общепризнанных норм и правил поведения в обществе, умение видеть прекрасное в окружающем мире и создавать его собственным трудом.
- Попечительская помощь – оказание необходимой попечительской помощи тем детям и подросткам, которые остались без попечения родителей или опекунов.
- Педагогическая и психологическая поддержка – направлена на ликвидацию кризисных состояний личности ребенка или подростка.
- Образовательная помощь – предоставление возможности получить необходимо образование, создание условий для нормального воспитания, обучения и развития.
- Сопроводительная помощь – оказание поддержки по дальнейшему профессиональному и бытовому устройству.
Реализация социально-педагогической реабилитации включает в себя два этапа:
- Диагностика – организованное социально-педагогическое исследование, которое направлено на установление исходного уровня эмоционально-познавательной сферы дезадаптированного ребенка или подростка, а также уровня сформированности у него ряда личностных качеств, социальных ролей и профессиональных интересов.
- Разработка и реализация реабилитационной программы – разрабатывается индивидуально для каждого дезадаптированного ребенка или подростка, с учетом выявленных у него проблем. Программа включает в себя цель, задачи, методы, средства и этапы работ.
Главной целью социально-реабилитационной программы по работе с дезадаптированными детьми и подростками является осуществление коррекционной работы личности и оказание помощи в приобретении навыков успешного коммуникативного взаимодействия с окружающими.
Программа по социально-педагогической реабилитации дезадаптивности детей и подростков должна включать в себя:
- Осуществление учета и контроля за состоянием (психологическим и физическим) детей и подростков, которые состоят в группе «риска».
- Организация и проведение систематического тестирования и интервьюирования детей и подростков, с целью установления основных причин их дезадаптивного поведения, и как следствие проведение необходимой работы по устранению этих причин.
- Организация индивидуального консультирования и индивидуальных бесед с детьми и подростками по волнующих их вопросам. В ходе бесед и консультаций необходимо дать им выговориться, разгрузиться морально, помочь психологически и т.д. Беседа или консультация может быть проведена как лично с ребенком, так и в присутствии его родителей или «узких» специалистов.
- Включение детей и подростков из групп «риска» в группы поддержки, с целью помочь ребенку развить в себе положительные качества и развить их.
- Привлечение к работе по социально-педагогической реабилитации классных руководителей и родителей детей и подростков.
- Установление контактов с семьями дезадаптированных детей и подростков.
- Проведение мероприятий, которые позволят ребенку понять свои позитивные качества и психологически раскрепоститься.
- Проведение комплекса занятий разнообразной направленности (психологические тренинги, психологические разгрузки и т.д.).