Семья как основной институт социализации личности
Семья - это группа людей, связанная между собой юридическими и родственными узами, члены которой ведут совместную бытовую деятельность и несут друг за друга ответственность.
Семья связывает людей близкими чувственными взаимоотношениями, взаимопомощью и поддержкой. Формирование семей осуществляется на основе ценностно-нормативных параметров и норм поведения. К ним относятся следующие:
- Процесс поиска и выбора брачного партнера;
- Нормы поведения мужа и жены;
- Брачные нормы;
- Сексуальные стандарты поведения;
- Несение ответственность за свои действия и поступки перед членами семьи;
- Наказание, в виде юридической ответственности, за несоблюдение брачных норм поведения и безответственное поведение.
Все эти правила поведения в семье устанавливаются обществом. Они развиваются и меняются на протяжении всего исторического периода развития. Первоначально, семейные нормы устанавливались и контролировались обществом, выступая в виде образцов поведения, традициями и обычаями разных народов, их укладом жизни. Только после становления государства, управление семейным поведением приобрело юридический статус и правовую направленность.
Семья является важным социальным институтом. Она оказывает приоритетное воздействие на становление и развитие личности, ее социализацию и регулирует ее поведение, влияет на ее совершенствование на протяжении всего периода жизнедеятельности.
Влияние семьи на социализацию личности можно проследить, посредством тех функций, являющихся социально значимыми, которые выполняет данный социальный институт:
- Воспитательная функция – представляет собой воздействие и помощь в прохождении процесса социализации личности, ориентацию на культурное развитие и воспроизводство социума;
- Бытовая функция – ориентирована на поддержание личности в здоровой физической форме, осуществление ухода и поддержка, за членами семьи, которые не способны, или утратили способность самостоятельного ухода за собой – дети, пожилые люди;
- Экономическая функция – проявляется в оказании поддержки одних членов семьи другими: заработок для других членов семьи, поддержка в развитии несовершеннолетних граждан, а также лиц с отклонениями в развитии и асоциальным поведением;
- Функция духовного общения – проявляется во влиянии членов семьи друг на друга и на их развитие в духовном и культурном направлении, а соответственно и предоставлении обществу духовно обогащенных и культурно развитых членов;
- Функция выполнения первичного социального контроля – установление норм поведения семей в разнообразных областях и направлениях деятельности, несение ответственности за свои поступки, а также обязательств перед иными членами семей и членами общества соответственно;
- Статусная функция семьи – проявляется в несении каждым членом семьи определенного социального статуса и формирование семьей общественной структуры;
- Досуговая функция – семья формирует разнообразные направления досуга ее членов, развивает их интересы, обогащает и развивает в разных направлениях;
- Эмоциональная функция – в семейной среде, личность получает психологическую помощь и поддержку. Она помогает развиваться в эмоциональном плане, реализовывать свои эмоциональные и чувственные потребности. В семьи индивид может пройти психологическую терапию, привести в баланс чувства и эмоции.
Как социальный институт, семья характеризуется выполнением определенных ролей каждым из ее членов. Каждый член семьи занимает определенное место и выполняет соответствующие ему функции. Эти функции определяют семейные роли, выполнение которых зависит от грамотного формирования ролевого образа. Это означает, что каждый член должен иметь четкое представление о том, что значит быть мужем или женой, сыном, отцом, дедом, старшим членом семьи или младшим и т.д. это определяет соответствующее поведение. От каждого члена семьи ждут конкретного поведения и соблюдение правил его выполнения. Очень важное значение имеет осознание личностью своего место в ролевой структуре семьи.
Семейное воспитание и его важность для личностной социализации
Семья выступает тем социальным институтом, который оказывает специфичное влияние на развитие ребенка. В этой связи, она выступает важным и значимым фактором для оптимального и успешного воспитания личности. Если ребенок оказывается лишенным семейного воспитания, то его развитие значительно тормозится, может носить не всесторонний, а только односторонний характер. Значимость семейного воспитания на социализацию личности можно обозначить следующими показателями:
- В отличии от иных разновидностей воспитания, семейное воспитание отличается эмоциональной направленностью оно строится на чувствах и эмоциях. В процессе семейных взаимоотношений, которые строятся на любви к детям, формируется привязанность и доверие;
- Воздействие семьи на воспитание и развитие является самым мощным и значимым. Именно ему наиболее подвергается ребенок в раннем возрасте и испытывает его воздействие на протяжении всей жизнедеятельности;
- Семья выступает в качестве малого коллектива, призванного приобщить ребенка к дальнейшей социальной жизни, коллективному взаимодействию. Постепенно семья расширяет кругозор ребенка, обогащает его знания и навыки в различных сферах;
- Семья является тем социальным коллективом, в котором представлены люди разных возрастов, половой принадлежности, профессий. Это развивает ребенка более продуктивно в эмоциональном плане, приумножает его умственные способности;
- Семья выступает приоритетным фактором социализации личности на всех этапах ее развития. Физическое развитие личности, также, определяется семьей. Она выступает эмоциональным регулятором личностного развития и чувственного восприятия окружающего мира. В ней складываются первые представления о прекрасном. Личность развивается физически и эмоционально;
- Психологический пол ребенка формируется в раннем возрасте. Его оптимальное развитие зависит от семьи и ее членов.