Определение социальной педагогики как науки
Социальная педагогика является относительно молодой наукой, выделившейся из педагогики в 20-м веке. Профессия социального педагога была официально установлена в апреле 1991 года, Решением №92, Государственного комитета по труду и социальным вопросам и внесена в перечень профессий России.
На протяжении всего времени существования социальной педагогики велись жаркие дискуссии по поводу ее выделения в самостоятельную науку. Отделение предполагалось как от педагогики, так и от социальной работы. В случае с педагогикой вопрос не стоял так остро, как вопрос выделения из социальной работы. Связано это было с тем, что самостоятельная наука должна дополнять практику социальной работы или же противоречить ей, в то время как социальная педагогика во многом сходится с социальной работой и, по сути, идентична ей. В настоящее время данный вопрос разрешен, социальная педагогика выделена в самостоятельную науку и дополняет своим содержанием социальную работу.
Социальная педагогика – это самостоятельная наука, являющаяся отраслью педагогики, и занимающаяся рассмотрением вопросов социального воспитания, обучения и развития людей всех возрастных групп и социальных категорий, посредством педагогического воздействия окружающего социума.
Основной опорой социальной педагогики является исторический опыт педагогики, а именно опыт воспитания и обучения, который применялся как в отечественной, так и зарубежной педагогике.
В свою очередь социальная педагогика является основой для таких отраслей педагогики как дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика воспитания в закрытых детских учреждениях и т.п. Каждое из данных направлений имеет свои характерные особенности, методы, способы и формы, что позволяет рассматривать их в качестве самостоятельных отраслей.
Социальная педагогика, как наука, вступает в междисциплинарное взаимодействие с науками о человеке: социальная психология, социология воспитания, социология обучения, психология управления и т.д. Кроме того, она включает в себя знания философии воспитания, особенности воспитания в современном обществе. Именно поэтому социальная педагогика, в рамках современного кризиса общества, является одной из ведущих отраслей знания.
Особенность современной социальной педагогики заключается в ее гуманистическом направлении, представленным эффективным взаимодействием педагога и ребенка.
Таким образом, на современном этапе своего существования социальная педагогика является самостоятельной педагогической наукой, имеющей особую методику социальной воспитательной и образовательной деятельности.
Методика социальной педагогики направлена на совершенствование, самоорганизацию и самовоспитание личности.
Общественная значимость социальной педагогики заключается в том, чтобы помочь человеку социализироваться в обществе, найти свой жизненный путь и самоопределиться.
Объект, предмет и задачи социальной педагогики как науки
Для того, чтобы понять сущность социальной педагогики как науки, в первую очередь необходимо выделить объект области ее исследования, то есть понять то, что она изучает. Каждая наука имеет определенный объект и предмет исследования.
Объектом исследования социальной педагогики, как самостоятельной науки, являются люди (взрослые и дети), которым необходимо социализироваться в обществе, то есть решить вопросы их успешной социализации в процессе развития.
Предмет исследования социальной педагогики является социальное воспитание и обучение личности, процесс исследования педагогических возможностей социума.
Таким образом, социальная педагогика как наука, занимается изучением социально-педагогических явлений в окружающем обществе и направлена на решение ряда задач.
Задачи социальной педагогики как науки:
- Осуществление адекватной социально-педагогической экспертной оценки государственной деятельности, работы общественных движений, организаций, учреждений, коллективов, по осуществлению социализации личности в обществе и оказании помощи людям, имеющих разнообразные социальные проблемы.
- Исследование влияния различных факторов окружающей среды на становление и развитие личности, формирование членов общества.
- Исследование влияния отдельных факторов на становление и развитие личности человека, формирование общественного мнения и т.д. В качестве отдельных факторов исследуется влияние СМИ, семьи, школьного коллектива и т.д.
Структура социальной педагогики как науки
Структура социальной педагогики как науки, включает в себя знания смежных наук, таких как:
- социально-педагогическая виктимология;
- философия социального воспитания;
- теория и методика социального воспитания:
- психология социального воспитания;
- методика управления социальным воспитанием на различных уровнях (региональном, муниципальном, локальном, общенациональном).
Структура и содержание социальной педагогики как науки определены ее функциями. Основные функции социальной педагогики:
Общепедагогические функции – воспитание, обучение, развитие, формирование и становление, подготовка и т.д.
Специфические функции связаны с решением задач социальной педагогики и обусловлены:
- особенностями социального воспитания, обучения и развития
- индивидуальными нуждами и потребностями конкретного человека на различных жизненных этапах его возрастного развития
Исходя из функций социальной педагогики, в ее структуре выделяют следующие основные компоненты:
- практический компонент (социальная педагогика как практика);
- теоретический компонент (социальная педагогика как наука);
- образовательный компонент (социальная педагогика как образовательный комплекс).