“Коррекционная школа VIII вида” - это заведение, занимающееся обучением детей, которым поставлен диагноз «умственная отсталость».
Значимость сложения и вычитания для учеников коррекционной школы VIII вида
В жизни детей, которым был поставлен диагноз умственная отсталость, очень весомую роль играет овладение навыками вычитания и сложения. Эти умения необходимы для успешной социализации таких детей, так как они будут использоваться не только во время обучения, но и на протяжении всего жизненного пути, в разных повседневных ситуациях, а также при изучении определенной специальности и после овладения ею.
Знания в области вычитания и сложения приходят из элементарных, уже известных представлений, полученных в дошкольном и школьном периодах жизни, из общения с детьми и взрослыми, из взаимодействия с разными предметами, из обучения в школе, из постоянной необходимости применить в повседневной жизни способности вычитания и сложения.
Качество подготовки учащихся коррекционной школы VIII вида в математическом плане зависит во многом от уровня владения действиями вычитания и сложения в рамках первого десятка. Данная тема и полученные в ее пределах знания являются базисом при изучении арифметических действий.
Важной является способность различать понятия“цифра” и “число”, не считать их одним и тем же, использовать их правильно, ведь для того, чтобы записать число, вкак правило, нужно использовать несколько цифр.
Теоретические основы обучения сложению и вычитанию в коррекционной школе VIII вида
В разработке теоретических основ вычитания и сложения в специальной школе VIII вида, непосредственное участие принимали следующие ученые: Перова М.Н., Богановская Н.Д., Эк В.В., Хилько А.А. и др.
В трудах Кузьминой-Сыромятниковой Н.Ф., Богановской Н.Д., Перовой М.Н., а также других авторов, обозначается, что затруднения, которые испытываю ученики, обуславливаются несколькими факторами:
- объективная сложность материала, предложенного для изучения;
- невозможность конкретизации чисел;
- отвлеченность таких понятий как “класс” или “разряд”;
- особенности познания детей, имеющих нарушения интеллекта.
Чтобы овладеть элементарными понятиями в области математики, ребенок с умственной отсталостью должен развить свое мышление, а также освоить процессы синтеза, анализа, сравнения и обобщения.
Ученые Мершон Б.Л. и Хилько А.А. выявили ряд затруднений, которые присущи ученикам с умственной отсталостью в ситуации требующей определения общего числа предметов. Так, им тяжело объединить их в обобщенное количество, прийти к общей совокупности и назвать конечную цифру. У таких обучающихся прослеживаются недостаточно крепкие знания ряда чисел, так, например, сегодня школьник может дать правильный ответ, а уже завтра в этом же примере сделать большое количество ошибок.
Из-за слабости обобщения действий и явлений, конкретности мышления дети, обучающиеся в специальной школе VIII вида, медленно приходят к формированию обобщенного понятия счета и числа.
При нарушении интеллекта у детей снижается также способность к обобщению, что влечет за собой механическое заучивание правил, без внесения в этот процесс смысла и понимания, а также осознания уместности из применения. Вследствие низкого уровня мыслительной деятельности возникают проблемы с переходом к умственным действиям от практических.
Как считают Эк В.В. и Петрова М.Н., крайне важно в процессе закрепления умений вычитать и складывать все время подчеркивать тот факт, что числа, относящиеся к первой сотне, получаются из единиц и десятков, посредством прибавления единицы к предыдущему числу.
Школьники с интеллектуальной отсталостью способны осознать обозначенные процессы лишь работая с предметными множествами. Это означает, что продвинувшись дальше, необходимо иногда возвращать учеников к действиям, производимым с предметами.
Так, стоит подчеркнуть, что делая средства, формы и методы обучения более современными, учителям необходимо проявлять максимальное количество творческого потенциала и инициативных действий, с целью активного усвоения учащимися знаний, а также постараться заложить базу их интереса к процессу обучения. В этом и состоит главная задача активизации деятельности познания учащимися на уроках математики.
Основные проблемы учеников коррекционной школы VIII вида при обучении навыкам сложения и вычитания
Несомненно, при обучении сложению и вычитанию детей с умственной отсталостью, возникает немало проблемных моментов, например:
- в ходе выполнения действий по вычитанию допускается самое большое количество ошибок;
- овладев определенным способом решения, дети с большим трудом могут овладеть новым более удобным и совершенным способом;
- результат сделанной работы дети не способны оценить критично, многим тяжело провести проверку работы;
- так как детям присуща неустойчивость внимания и слабость концентрации, они могут забывать порядок решения по уже известным их действиям.
Мышление таких детей носит формализованный характер. При этом в связи с тем, что у них выражена инертность нервных процессов страдают их мыслительные операции синтеза, анализа, сравнения, обобщения.
Для некоторых детей, которые испытывают особые сложности при сложении и вычитании, предусмотрена возможность использования калькулятора.
Характерной является также проблема, связанная с переключением в ходе выполнения операций вычисления, например, если ребенок решает пример на вычитание, он затрудняется сразу перейти к сложению, особенно при наличии в примере нескольких скомпонованных действий.
Ученики не понимают, что оба действия - вычитание и сложение являются взаимообратными, поэтому для того, чтобы проверить результат, лучше предложить им переставлять слагаемые, а не вычитать одно из них из суммы (при этом есть дети, которые все-таки осиливают второй способ, что означает необходимость соблюдения принципа индивидуального подхода к каждому).