Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Словесно-логическое мышление у дошкольников с ОНР

Специфика развития словесно-логического мышления у детей с ОНР

Сформированная речь играет важное значение в формировании логики и мышления ребенка. Если ребенок не владеет полноценной речью, то это затрудняет его обучение и развитие.

Замечание 1

Дети, которые имеют разнообразные речевые отклонения (словарный запас, звукопроизношение, речевой слух, грамматика) сталкиваются с последствиями этих нарушений, проявляющимися в сбоях в восприятии, нарушениях работы памяти и мышления, воображения и поведенческих реакций.

Среди особенностей развития мыслительных процессов и формирования словесно-логического мышления у детей с ОНР можно выделить следующие:

  1. Сохранение интеллектуальных функций, познавательной заинтересованности и предметно-практической направленности деятельности;
  2. Особенности в формировании некоторых областей мышления. У детей наблюдается замедленное развитие мыслительных операций, имеется спад работоспособности, наблюдается несформированность некоторых понятий и нарушений причинно-следственных связей;
  3. Разновидность речевого нарушения влечет соответствующие сбои в практическом течении мыслительных процессов;
  4. Поскольку, речь ребенка характеризуется нечеткостью, непоследовательностью, поверхностностью, то высказывания являются неадекватно построенными, в них отсутствуют причинно-следственные связи, нарушается логика высказывания и возможности ориентировки в речевой ситуации сокращаются;
  5. Нарушение некоторых психических функций, возникших вследствие общего недоразвития речи, которые отвечают за словесно-логическое мышление и его динамику;
  6. Сложности с группировкой предметов, их дифференциацией по конкретным признакам;
  7. Затруднения в обобщении явлений и процессов;
  8. Формирование отрывочных, кратких, несодержательных, логически несвязных умозаключений;
  9. Неспособность разгадывания простых загадок и решения элементарных математических задач;
  10. Неверное отнесение предметов к тому или иному классу. Например, телевизор дети относят к мебели;
  11. Непонимание логических и грамматических речевых конструкций;
  12. Медленное усвоение и осознание причинно-следственных связей;
  13. Сложности с восприятием времени и пространства;
  14. Низкий уровень развития аналитических способностей;
  15. Сложности в формированием логической последовательности в различных операциях.

Особенности речи и мышления у детей с ОНР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Особенности речи и мышления у детей с ОНР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Степень развития словесно-логического мышления у детей с ОНР

Логика детей с общим недоразвитием речи имеет свою специфику развития. При этом, ее развитие напрямую связано с конкретным речевым отклонением и уровнем его развития. В этой связи, детей с ОНР можно подразделить на несколько категорий, в зависимости от уровня развития их словесно-логического мышления:

  1. Низкая степень развития отклонений, как в речи, так в словесно-логическом развитии ребенка. Такие дети оказываются способными к выполнению вербальных и невербальных логических операций. Фактически, это уровень развития детей находится на одной ступени с детьми, не имеющими речевых отклонений. Познавательная активность детей и проявление инициативы находятся на высоком уровне развития. Дети могут выполнять последовательные операции, действовать по плану и сохранять устойчивость в своих мыслительных операциях.
  2. Словесно-логическое мышление детей находится на уровне развития, ниже возрастной нормы ребенка. Речь ребенка характеризуется пассивностью, что приводит к сложностям восприятия словесных инструкций, сокращенный объем памяти, особенно кратковременной и неспособности удерживать словесный ряд.
  3. Нарушение вербальных и невербальных речевых функций. Дети испытывают трудности с концентрацией внимания, их познавательная активность находится на низком уровне развития, а установление причинно-следственных связей практически затруднено. Для усвоения абстрактных понятий детям требуется специализированная помощь.
  4. Недоразвитие логических операций. Логика детей характеризуется нестабильностью, нарушениями устойчивости, снижением познавательной активности и заинтересованности, неспособностью действовать по плану и контролировать свои действия и поступки.
«Словесно-логическое мышление у дошкольников с ОНР» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Словесно-логическое мышление и его развитие являются актуальной проблемой в развитии ребенка с общим недоразвитием речи. Она требует составления и реализацию коррекционной программы развития ребенка, ориентированной на развитие сенсомоторных функций организма дошкольника, развитие его речи, мышления и восприятия.

Коррекционная работа, ориентированная на развитие словесно-логического мышления у детей с ОНР

Дошкольный возраст является важным этапом развития ребенка. В это время идет подготовка интеллектуальных функций и психических процессов к следующему этапу жизнедеятельности ребенка – обучению в школе. В это время, необходимо применить коррекционную терапию, чтобы устранить любые речевые отклонения и помочь в развитии словесно-логического мышления ребенка.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми, имеющими ОНР, ориентированная на подготовку всех форм мышления проходит в несколько стадий:

  1. Игровые методы и специальные упражнения, ориентированные на развитие наглядно-действенного мышления, как основной базы развития мыслительных операций, и последующего развития наглядно-образного и словесно-логического.
  2. Применение игровых методов для развития наглядно-образного мышления. На этом этапе производится закрепление развития наглядно-действенного мышления и задания в этом направлении носят усложненный характер.
  3. Применение игр и игровых методик, ориентированных на развитие словесно-логического мышления. На этом этапе производится закрепление развития наглядно-образного мышления и задания в этом направлении носят усложненный характер.

На этих этапах, педагоги проводят работу по формированию причинно-следственных связей у детей. Она должна быть спокойной и последовательной. Дети должны научиться отвечать на вопросы, пусть, по началу, они будут наводящими. Также, актуально применять операции сравнения. Дети должны научиться искать сходства и различия в объектах.

Кроме того, активно применяются загадки, которые помогают в развитии логики ребенка.

Дата последнего обновления статьи: 01.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot