Педагогический процесс – это целенаправленный процесс, организованный педагогом с целью передачи учащимся знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности, а также воспитания личностных качеств и характеристик.
Сущность системообразующего фактора педагогического процесса
Основным системообразующим фактором, который является началом полноценного и качественного функционирования педагогической системы, выступает цель совместной деятельности педагога и учащегося, направленной на создание необходимых условий полноценного и гармоничного развития всех сущностных сил личности ребенка.
Большое значение в воспитании отводится образовательным учреждениям, цель которых заключается в формировании базовой культуры личности.
Базовая культура личности включает в себя комплекс взаимосвязанных компонентов: интеллектуальный, нравственный, эстетический, трудовой, экологический, правовой и т.д.
Общая цель педагогического процесса состоит из нескольких частных целей, сформулированных для каждого отдельного направления педагогической работы.
Одним из основных признаков эффективности педагогического процесса является профессионализм педагогических работников, организующих педагогический процесс с целью получения конкретных результатов.
Результаты педагогической работы, выступают еще одним системообразущим фактором, определяются как совокупность наиболее реальных и устойчивых критериев, обеспечивающих определенный уровень воспитанности каждого отдельного учащегося (воспитанника) и всего коллектива в целом.
Таким образом, совокупность поставленной цели и полученный результат представляют собой системообразующий фактор педагогического процесса.
Социально-педагогические и временные условия функционирования педагогического процесса
Такие системообразующие факторы как социально-педагогические и временные условия, определяют специфику взаимодействия функциональных и структурных компонентов педагогического процесса.
Социально-педагогические условия полноценного функционирования педагогического процесса понимаются как устойчивые обстоятельства, определяющие его состояние и развитие. Данные обстоятельства выступают системообразующими факторами педагогического процесса, включающими в себя две группы условий: общие и специфические:
- Общие условия: национальные, социальные, культурные, географические, культурные и т.п.
- Специфические условия: социально-демографический состав учащихся, местонахождение учебного заведения, материальные и технические возможности учебного заведения, воспитательные возможности окружающей среды.
Одним из основных показателей эффективности организуемого педагогического процесса является моральная и психологическая атмосфера в коллективе учащихся и педагогов, а также уровень педагогизации родителей учащихся (воспитанников).
Временные условия, как системообразующий фактор педагогического процесса, определяются целесообразностью той деятельности, которая осуществляется на каждой из ступеней обучения. Переход от одной ступени обучения к другой способствует накоплению и фиксации новых личностных характеристик учащегося и его индивидуально-личностного развития.
Структурные компоненты педагогического процесса
Решающую роль в любом педагогическом процессе принадлежит такому системообразующему фактору как управление.
Управление педагогическим процессом может осуществляться как индивидуально, так и коллективно. Как показывает практика, коллективное управление является наиболее эффективным, так как коллектив педагогов для достижения целей использует не только расширение функций, но и их обоснованную координацию и дифференциацию.
В настоящее время система управления педагогическим процессом представлена следующими уровнями:
- Первый уровень – директор образовательного учреждения, который назначается государственным органом или выбирается педагогическим коллективом; руководители Совета образовательного учреждения, ученического или родительского коллектива, ряда общественных объединений. На данном уровне определяется стратегия по развитию образовательной организации.
- Второй уровень – заместители и помощники директора, узкие специалисты (психолог, социальный педагог и т.д.), органы и объединения, принимающие участие в самоуправлении.
- Третий уровень – педагогический коллектив, представленный учителями или воспитателями, которые осуществляют управленческие функции по отношению к учащимся (воспитанникам), родителям, кружкам, клубам и иным объединениям в системе внеучебной деятельности.
- Четвертый уровень – учащиеся (воспитанники), органы общешкольного и ученического самоуправления.
В данной иерархической системе взаимодействия нижестоящий уровень является одновременно и субъектом, и объектом управления. Основное место занимает ученический коллектив, отражающий единство и многообразие видов педагогической деятельности, в которых участвуют учащиеся (воспитанники).
Таким образом, указанные системообразующие факторы педагогического процесса, представленные социально-педагогическими и временными условиями, а также структурными компонентами, подчеркивают его сложную внутреннюю организацию, обеспечивая своевременную корректировку каждого компонента в зависимости от поставленных образовательных целей.
Все указанные системообразующие факторы не существуют сами по себе, они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и используются педагогом (воспитателем) комплексно при организации педагогического процесса. Иначе говоря, каждый фактор, условие, компоненты должны быть постоянно в поле зрения организаторов и руководителей педагогической системы.