Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Системообразующий фактор педагогического процесса

Определение 1

Педагогический процесс – это целенаправленный процесс, организованный педагогом с целью передачи учащимся знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности, а также воспитания личностных качеств и характеристик.

Сущность системообразующего фактора педагогического процесса

Основным системообразующим фактором, который является началом полноценного и качественного функционирования педагогической системы, выступает цель совместной деятельности педагога и учащегося, направленной на создание необходимых условий полноценного и гармоничного развития всех сущностных сил личности ребенка.

Большое значение в воспитании отводится образовательным учреждениям, цель которых заключается в формировании базовой культуры личности.

Базовая культура личности включает в себя комплекс взаимосвязанных компонентов: интеллектуальный, нравственный, эстетический, трудовой, экологический, правовой и т.д.

Замечание 1

Общая цель педагогического процесса состоит из нескольких частных целей, сформулированных для каждого отдельного направления педагогической работы.

Одним из основных признаков эффективности педагогического процесса является профессионализм педагогических работников, организующих педагогический процесс с целью получения конкретных результатов.

Результаты педагогической работы, выступают еще одним системообразущим фактором, определяются как совокупность наиболее реальных и устойчивых критериев, обеспечивающих определенный уровень воспитанности каждого отдельного учащегося (воспитанника) и всего коллектива в целом.

Замечание 2

Таким образом, совокупность поставленной цели и полученный результат представляют собой системообразующий фактор педагогического процесса.

«Системообразующий фактор педагогического процесса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Социально-педагогические и временные условия функционирования педагогического процесса

Такие системообразующие факторы как социально-педагогические и временные условия, определяют специфику взаимодействия функциональных и структурных компонентов педагогического процесса.

Социально-педагогические условия полноценного функционирования педагогического процесса понимаются как устойчивые обстоятельства, определяющие его состояние и развитие. Данные обстоятельства выступают системообразующими факторами педагогического процесса, включающими в себя две группы условий: общие и специфические:

  • Общие условия: национальные, социальные, культурные, географические, культурные и т.п.
  • Специфические условия: социально-демографический состав учащихся, местонахождение учебного заведения, материальные и технические возможности учебного заведения, воспитательные возможности окружающей среды.

Одним из основных показателей эффективности организуемого педагогического процесса является моральная и психологическая атмосфера в коллективе учащихся и педагогов, а также уровень педагогизации родителей учащихся (воспитанников).

Временные условия, как системообразующий фактор педагогического процесса, определяются целесообразностью той деятельности, которая осуществляется на каждой из ступеней обучения. Переход от одной ступени обучения к другой способствует накоплению и фиксации новых личностных характеристик учащегося и его индивидуально-личностного развития.

Структурные компоненты педагогического процесса

Решающую роль в любом педагогическом процессе принадлежит такому системообразующему фактору как управление.

Управление педагогическим процессом может осуществляться как индивидуально, так и коллективно. Как показывает практика, коллективное управление является наиболее эффективным, так как коллектив педагогов для достижения целей использует не только расширение функций, но и их обоснованную координацию и дифференциацию.

В настоящее время система управления педагогическим процессом представлена следующими уровнями:

  • Первый уровень – директор образовательного учреждения, который назначается государственным органом или выбирается педагогическим коллективом; руководители Совета образовательного учреждения, ученического или родительского коллектива, ряда общественных объединений. На данном уровне определяется стратегия по развитию образовательной организации.
  • Второй уровень – заместители и помощники директора, узкие специалисты (психолог, социальный педагог и т.д.), органы и объединения, принимающие участие в самоуправлении.
  • Третий уровень – педагогический коллектив, представленный учителями или воспитателями, которые осуществляют управленческие функции по отношению к учащимся (воспитанникам), родителям, кружкам, клубам и иным объединениям в системе внеучебной деятельности.
  • Четвертый уровень – учащиеся (воспитанники), органы общешкольного и ученического самоуправления.

В данной иерархической системе взаимодействия нижестоящий уровень является одновременно и субъектом, и объектом управления. Основное место занимает ученический коллектив, отражающий единство и многообразие видов педагогической деятельности, в которых участвуют учащиеся (воспитанники).

Таким образом, указанные системообразующие факторы педагогического процесса, представленные социально-педагогическими и временными условиями, а также структурными компонентами, подчеркивают его сложную внутреннюю организацию, обеспечивая своевременную корректировку каждого компонента в зависимости от поставленных образовательных целей.

Все указанные системообразующие факторы не существуют сами по себе, они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и используются педагогом (воспитателем) комплексно при организации педагогического процесса. Иначе говоря, каждый фактор, условие, компоненты должны быть постоянно в поле зрения организаторов и руководителей педагогической системы.

Дата последнего обновления статьи: 13.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot