Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Система воспитания в «Доме сирот» Януша Корчака

Концепция организации и воспитания в «Доме сирот»

Определение 1

«Дом сирот» – это воспитательное учреждение, которое было организовано в Варшаве в 1912 году известным детским писателем, врачом и педагогом Янушом Корчаком.

Содержание, форма и методы воспитательной работы «Доме сирот» Я. Корчака были основаны на нравственной атмосфере данного учреждение и во многом определялось педагогическим кредо их создателя.

Концепция, на которой было основано воспитание в «Доме сирот», подразумевала деление мира на «мир детей» и «мир взрослых». По мнению Корчака взрослые «стоят» выше детей, тем самым угнетают их. Дети и взрослые как бы противостоят друг другу. Свою задачу Я. Корчак видел в том, чтобы быть защитником для детей и постараться найти пути по примирению и взаимопониманию со взрослыми.

Таким образом, воспитательная система в «Доме сирот» Януша Корчака была построена на идее совершенной и абсолютной ценности детства. Корчак подчеркивал значимость радостного детства для полноценного формирования личности каждого ребенка. В том случае, если ребенок переживает в детстве какие-либо горести, то они оказывает негативное влияние на всю его последующую жизнь.

В связи с чем, основной целью каждого педагога «Дома сирот» было создание таких условий, при которых каждый воспитанник имел возможность познать всю радость детства.

Несмотря на то, что у Я. Корчака и его воспитательной системы, было много сторонников, также были и противники, которым он на протяжении всей свой педагогической деятельности доказывал, что созданные им «Дома сирот» - это не рай или оазис для бедных сирот, а воспитательные учреждения, где в них закладывают основы правильного развития.

Одной из характерных черт педагогической концепции Я. Корчака было ведение страстной борьбы за права ребенка, особенного того, который больше всего требует опеки, разумного воспитания и мудрой любви со стороны взрослого.

«Система воспитания в «Доме сирот» Януша Корчака» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Принципы воспитания в «Доме сирот»

Принципы воспитания в «Доме сирот» Я. Корчака:

  1. Принцип уважения прав ребенка. По мнению, Я. Корчака, каждый ребенок с момента своего рождения обладает следующими правами: право на уважение, право на незнание и стремление к познанию, право на ошибки и неудачи, право на слезы, право освобождения от тяжелой работы, право на доверчивость, право быть самим собой и т.п. Взрослые (педагоги и родители) должны уважать права ребенка. Только уважение его прав будет способствовать его всестороннему и гармоничному личностному развитию.
  2. Принцип гуманизма. Данный принцип включает в себя и принцип уважение прав ребенка, а также определяет позиции педагога и воспитанника в воспитательном процессе. Гуманизм педагогики Я. Корчака предполагает такое построение воспитательного процесса, при котором внутри коллектива создается благоприятная психологическая атмосфера, располагающая ребенка на продуктивное взаимодействие со взрослым.
  3. Принцип направленности на личностное развитие – предполагает всестороннее развитие личности ребенка, формирование собственного мировоззрения. Данный принцип берет свое начало из теории «Свободного воспитания», тем самым критикуя и отрицая деспотизм и запугивание, но при этом, не допуская полной свободы, которая приводит к расхлябанности несобранности детей.
  4. Принцип разумности воспитания – предусматривает бескорыстие и диалектическое видение ребенка, его глубокое понимание, проявление терпимости к каждому воспитаннику. Ведущим методом разумного воспитания является ослабление отрицательных черт характера ребенка и развитие его положительной стороны.
  5. Принцип направленности на самовоспитание – предполагает постепенное формирование у детей навыков самовоспитания и саморегуляци, которые будут им необходимы после выхода из «Дома сирот».

Помимо педагогических принципов воспитания, Я. Корчак большое значение придавал и принципам организации ежедневного досуга и быта детей. Отличительной особенностью «Дома сирот», от иных приютов, было комфортное и продуманное расположение учебных и жилых помещений, организованная игровая площадка, бытовые помещения, сад, мастерские и т.д. Все это положительно сказывалось на психологической атмосфере в детском коллективе, дети не чувствовали себя угнетенными и брошенными.

Задачи воспитания «Дома сирот»

Замечание 1

«Дом сирот» в отличие от иных приютов имел конкретную целевую установку.

Воспитательная система была направлена на воспитание самостоятельной и активности личности, имеющие все необходимые гуманистические качества.

Воспитательные задачи «Дома сирот»:

  1. Обеспечение правильного физического и психического развития ребенка.
  2. Обеспечение правильного нравственного и эстетического развития ребенка.
  3. Организация эффективного самоуправления процессом воспитания, с целью формирования навыков самовоспитания у воспитанников.
  4. Организация жизнедеятельности детского приюта на основании закона равноправия.
  5. Организация необходимого воспитательного воздействия посредством общественного мнения коллектива воспитанников, с целью стимулирования детской самовоспитывающей активности.
  6. Организация воспитательного процесса на основании гласности.
  7. Осуществление полноценной связи «Дома сирот» и общественности.

Для решения поставленных задач, в «Доме сирот» создавалось своеобразное детское общество, которое основывалось на братстве, справедливости, равноправии.

Замечание 2

Таким образом, формирование эффективной воспитательной системы, опиралось на проблемы самочувствия ребенка в детском коллективе, его тесной взаимосвязи с воспитателями и другими детьми. Именно обеспечением каждому воспитаннику хорошего самочувствия и были продиктованы принципы воспитания и организация «Дома сирот».

Детское общество в рамках «Дома сирот» было основано на правилах демократии и самоуправлении. Сам детский коллектив по своему строению и взаимодействию детей друг с другом напоминало государство, в котором каждый из детей имел конкретные обязанности и задачи.

В «Доме сирот» Я. Корчака, все воспитанники постепенно, отмеренными порциями, шаг за шагом шли по пути совершенствования собственной личности и владения собой.

Дата последнего обновления статьи: 16.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot