Концепция организации и воспитания в «Доме сирот»
«Дом сирот» – это воспитательное учреждение, которое было организовано в Варшаве в 1912 году известным детским писателем, врачом и педагогом Янушом Корчаком.
Содержание, форма и методы воспитательной работы «Доме сирот» Я. Корчака были основаны на нравственной атмосфере данного учреждение и во многом определялось педагогическим кредо их создателя.
Концепция, на которой было основано воспитание в «Доме сирот», подразумевала деление мира на «мир детей» и «мир взрослых». По мнению Корчака взрослые «стоят» выше детей, тем самым угнетают их. Дети и взрослые как бы противостоят друг другу. Свою задачу Я. Корчак видел в том, чтобы быть защитником для детей и постараться найти пути по примирению и взаимопониманию со взрослыми.
Таким образом, воспитательная система в «Доме сирот» Януша Корчака была построена на идее совершенной и абсолютной ценности детства. Корчак подчеркивал значимость радостного детства для полноценного формирования личности каждого ребенка. В том случае, если ребенок переживает в детстве какие-либо горести, то они оказывает негативное влияние на всю его последующую жизнь.
В связи с чем, основной целью каждого педагога «Дома сирот» было создание таких условий, при которых каждый воспитанник имел возможность познать всю радость детства.
Несмотря на то, что у Я. Корчака и его воспитательной системы, было много сторонников, также были и противники, которым он на протяжении всей свой педагогической деятельности доказывал, что созданные им «Дома сирот» - это не рай или оазис для бедных сирот, а воспитательные учреждения, где в них закладывают основы правильного развития.
Одной из характерных черт педагогической концепции Я. Корчака было ведение страстной борьбы за права ребенка, особенного того, который больше всего требует опеки, разумного воспитания и мудрой любви со стороны взрослого.
Принципы воспитания в «Доме сирот»
Принципы воспитания в «Доме сирот» Я. Корчака:
- Принцип уважения прав ребенка. По мнению, Я. Корчака, каждый ребенок с момента своего рождения обладает следующими правами: право на уважение, право на незнание и стремление к познанию, право на ошибки и неудачи, право на слезы, право освобождения от тяжелой работы, право на доверчивость, право быть самим собой и т.п. Взрослые (педагоги и родители) должны уважать права ребенка. Только уважение его прав будет способствовать его всестороннему и гармоничному личностному развитию.
- Принцип гуманизма. Данный принцип включает в себя и принцип уважение прав ребенка, а также определяет позиции педагога и воспитанника в воспитательном процессе. Гуманизм педагогики Я. Корчака предполагает такое построение воспитательного процесса, при котором внутри коллектива создается благоприятная психологическая атмосфера, располагающая ребенка на продуктивное взаимодействие со взрослым.
- Принцип направленности на личностное развитие – предполагает всестороннее развитие личности ребенка, формирование собственного мировоззрения. Данный принцип берет свое начало из теории «Свободного воспитания», тем самым критикуя и отрицая деспотизм и запугивание, но при этом, не допуская полной свободы, которая приводит к расхлябанности несобранности детей.
- Принцип разумности воспитания – предусматривает бескорыстие и диалектическое видение ребенка, его глубокое понимание, проявление терпимости к каждому воспитаннику. Ведущим методом разумного воспитания является ослабление отрицательных черт характера ребенка и развитие его положительной стороны.
- Принцип направленности на самовоспитание – предполагает постепенное формирование у детей навыков самовоспитания и саморегуляци, которые будут им необходимы после выхода из «Дома сирот».
Помимо педагогических принципов воспитания, Я. Корчак большое значение придавал и принципам организации ежедневного досуга и быта детей. Отличительной особенностью «Дома сирот», от иных приютов, было комфортное и продуманное расположение учебных и жилых помещений, организованная игровая площадка, бытовые помещения, сад, мастерские и т.д. Все это положительно сказывалось на психологической атмосфере в детском коллективе, дети не чувствовали себя угнетенными и брошенными.
Задачи воспитания «Дома сирот»
«Дом сирот» в отличие от иных приютов имел конкретную целевую установку.
Воспитательная система была направлена на воспитание самостоятельной и активности личности, имеющие все необходимые гуманистические качества.
Воспитательные задачи «Дома сирот»:
- Обеспечение правильного физического и психического развития ребенка.
- Обеспечение правильного нравственного и эстетического развития ребенка.
- Организация эффективного самоуправления процессом воспитания, с целью формирования навыков самовоспитания у воспитанников.
- Организация жизнедеятельности детского приюта на основании закона равноправия.
- Организация необходимого воспитательного воздействия посредством общественного мнения коллектива воспитанников, с целью стимулирования детской самовоспитывающей активности.
- Организация воспитательного процесса на основании гласности.
- Осуществление полноценной связи «Дома сирот» и общественности.
Для решения поставленных задач, в «Доме сирот» создавалось своеобразное детское общество, которое основывалось на братстве, справедливости, равноправии.
Таким образом, формирование эффективной воспитательной системы, опиралось на проблемы самочувствия ребенка в детском коллективе, его тесной взаимосвязи с воспитателями и другими детьми. Именно обеспечением каждому воспитаннику хорошего самочувствия и были продиктованы принципы воспитания и организация «Дома сирот».
Детское общество в рамках «Дома сирот» было основано на правилах демократии и самоуправлении. Сам детский коллектив по своему строению и взаимодействию детей друг с другом напоминало государство, в котором каждый из детей имел конкретные обязанности и задачи.
В «Доме сирот» Я. Корчака, все воспитанники постепенно, отмеренными порциями, шаг за шагом шли по пути совершенствования собственной личности и владения собой.