Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Система ранней помощи детям с нарушениями слуха

Система помощи детям с нарушениями слуха

Определение 1

Нарушения слуха – это полная или частичная потеря способности обнаружить и понять звук. Нарушением слуха может страдать любой организм, способный к восприятию звуков.

На протяжении последних нескольких десятилетий учеными было убедительно доказано, что детям с нарушением слуха необходима ранняя диагностика и помощь. До трехлетнего возраста можно оказать наиболее эффективную и действенную помощь, как медицинскую, так и психолого-педагогическую.

Основная медико-психолого-педагогической помощи – организовать комплексную диагностику, составить индивидуальную воспитательную программу для ребенка со специалистами разного профиля – врач, сурдопедагог, психолог, логопед, специальный педагог и пр., а также сформировать особенную коррекционно-педагогическую среду в семье, чтобы всесторонне и максимально полноценно развивать ребенка и социализировать его.

Система помощи детям с нарушением слуха состоит из нескольких этапов:

  • первый этап – диагностика. Врачи посредством использования современных медицинских приборов устанавливают диагноз. Сурдопедагогом проводится оценка состояния слуховой функции ребенка и сопоставляются объективные параметры аудиологичекого исследования и субъективных данных педагогического тестирования, чтобы подтвердить или уточнить пороги слухового восприятия. Психолог на данном этапе определяет уровень психического развития ребенка, чтобы выявить дополнительные нарушения или разграничить сенсорные и интеллектуальные нарушения.
  • второй этап – коррекция и реабилитация. Врачи сурдологи подбирают и настраивают слуховой аппарат. На режим аппарата влияют многие факторы: медицинские показатели, сурдопедагогические требования к слухопротезированию на данном возрастном и коррекционно-реабилитационном этапе, психологические и возрастные особенности ребенка и возможности семьи. Сурдопедагог учит родителей правильно общаться с плохо слышащим ребенком, обучает занятиям с ним дома. Психолог помогает родителям прожить и принять сложившуюся ситуацию. Социальный педагог объясняет права и обязанности плохо слышащих детей, помогает оформить инвалидность и рекомендует, как заполнить индивидуальную реабилитационную карту ребенка.
«Система ранней помощи детям с нарушениями слуха» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Логопедическая составляющая коррекционно-реабилитационного периода играет огромную роль на протяжении длительного времени, в связи с тем, что закрепление правильного произношения может занять у ребенка несколько лет.

Верботональный метод

Верботональный метод реабилитации детей с серьезными проблемами слуха был разработан профессором Петаром Губериным в 1950 году.

Главная особенность данного метода – положение о том, что язык развивается в устной речи, а речь является общественным явлением. Человек говорит, когда хочет что-то выразить или реагирует на некоторое явление.

За время верботональных занятий дети с нарушением слуха обучаются говорить и воспринимать речь одновременно. Методика речевой стимуляции соответствует развитию речи нормально слышащих детей. Дети с нарушенным слухом воспринимают речь посредством вибратора, стимулирующего вестибулярные, тактильные и проприоцептивные ощущения, а также посредством использования наушников.

Таким образом, верботональный метод подчеркивает значимость одновременного развития всех органов чувств, не изолирует отдельный тип восприятия, не преувеличивает роль одного стимула или замену на другой лингвистический код. Не представляет принцип всеобщей коммуникации в реабилитации лиц с нарушением слуха, а является подходом целостной сенсорики, подчеркивающим значимость устной речи.

Верботональный метод имеет два принципиальных преимущества перед методами, которые использовались в советский период:

  • во-первых, реабилитация детей с нарушение слуха проходит значительно быстрее, а благодаря современной и качественной аппаратуре дети учатся слушать и говорить в комфортных для них условиях;
  • во-вторых, достигнутые результаты хорошо закрепляются, так как формируется слуховая картинка в коре головного мозга. ТО есть верботональный метод позволяет сохранить навыки, приобретенные в процессе реабилитации на всю жизнь.

Письменный метод

Использование письма, чтобы сообщить ученикам известный ранее речевой материал до того, как они смогут его произнести, было рекомендовано отечественным сурдопедагогом Васильевым И.А.. Использование письменной формы как основы начального формирования речи стало характерным для метода письменных образов, который разработал Рудольф Линднер и Александр Эрлен.

В обучении речи по методу письменных образов Р. Линднера выделяют два этапа:

  • рецептивный, то есть восприятие – обеспечивает понимание глухими детьми речи и формирование умения соотносить это понимание со словом, которое написано;
  • репродуктивный – воспроизведение – предполагает активное использование речи.

Васильев И.А. говорит о необходимости с первых шагов развивать в учащихся привычку видеть в словах не ряд отдельных букв, которые должны быть четко произнесены, а его смысл, то есть содержание, которые стоит за этим набором букв. В связи с этим задачи обучения чтению могут быть решены только при работе со словами, фразами и текстами, которые состоят их пройденного и понятного лексического материала.

Дата последнего обновления статьи: 07.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot