Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Школа свободного воспитания

Сущность свободного воспитания

Замечание 1

Свобода – это одна из важнейших жизненных ценностей человека.

Вопросы свободного воспитания давно занимают лучшие умы человечества. Тема свободного воспитания поднималась и исследовалась рядом педагогов, на различных этапах существования педагогической науки.

Впервые вопрос о свободном воспитании был поднят в 18 веке Ж.-Ж. Руссо. В России изучением данного вопроса занимался Л.Н. Толстой. Однако наибольшую популярность и пик своего развития свободное воспитание приобретает с открытием школы А. Нейлла в Лейстоне.

Сторонники свободного воспитания считают, что все дети рождаются свободными, и основная задача взрослого – воспитать ребенка без принуждения, помочь сохранить ему его природную свободу и индивидуальность.

В процессе свободного воспитания взрослые должны заботиться не о том, чтобы не было принуждения по отношению к детям, а о том, чтобы дети не чувствовали его. То есть принуждать детей к чему-либо должны не взрослые, а обстоятельства. В этом случае принуждения как бы и нет, даже если эти обстоятельства создал (организовал) педагог.

Несмотря на все споры, вокруг запрета на принуждения в воспитании, представители свободного воспитания, все-таки признают один из видов принуждения. Допустимое принуждение касается безопасности жизни и здоровья детей.

Представители свободного воспитания убеждены, что все дети от природы тянутся только к хорошему и лучшему. Задача педагогов создать им условия, в которых они не потеряют этой тяги, а напротив, разовьют и сохранят ее на всю оставшуюся жизнь.

Замечание 2

Таким образом, в соответствии со взглядами на свободное воспитание, дети, в процессе воспитания не должны чувствовать унижения или принуждения со стороны взрослых. Педагоги и школа должны освободить ребенка от всего, что ему не нужно, а процесс выбора воспитанником своего жизненного пути будет его естественным правом.

«Школа свободного воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Отличие свободного воспитания от традиционного заключается в том, что оно более осознанно и менее консервативно, и что самое важно оно основано на существенно большем уважении к личности каждого ребенка.

Представление о том, какое оно свободное воспитание различается у классиков и современников педагогики и тем более у родителей. Чаще всего под свободным воспитанием понимают такие модели воспитания, в которых отсутствуют социальные запреты, а ребенок развивается, встречаясь с естественными обстоятельствами.

Довольно часто свободное воспитание отождествляют с попустительством в воспитании. Однако необходимо понимать, что это совершенно разные подходы к воспитанию. Попустительство – это когда ребенок ставит себя выше родителей и других людей, пренебрегает общепринятыми правилами и нормами поведения. Свободное воспитание – это хоть и вседозволенность, но такая, которая имеет конкретные рамки.

Замечание 3

Одним из наиболее ярких представителей свободного воспитания является Александр Нейлл, который основал школу Саммерхилл – школу свободного воспитания.

Школа Саммерхилл — система свободного воспитания

Первая школа свободного воспитания была основана А. Нейллом в 1921 году в Лейстоне. Школа носит название Саммерхилл и известна во всем мире как место, где был проведен педагогический эксперимент, являющийся революционным в вопросе воспитания детей.

Саммерхилл – школа интернатного типа, располагающаяся в четырех зданиях, на территории имеются все необходимые площадки для игр и прогулок, а также небольшой парк.

Здания школы имеют такие помещения как:

  • столовая,
  • мастерские,
  • комнаты для рукоделия,
  • спальни,
  • классные комнаты,
  • комнаты для персонала,
  • учебные классы.

Дети проживали в комнатах по 2-3 человека, и только несколько взрослых ребят имели отдельные комнаты. Учебные классы были относительно небольшими и рассчитанными на проведение групповых занятий.

Основной класс учащихся – это дети средних слоев населения. Детей из богатых семей А. Нейлл старался не брать, так как считал, что до таких детей сложно «достучатся», поскольку их душа закрыта большим слоем денег.

Изначально в школу Саммерхилл попадали дети, которые имели проблемы в семье и в школе. Родители отдавали таких детей на перевоспитание, а после вновь возвращали в привычный круг общения. То есть Нейлл выполнял функцию реабилитации. Позднее ситуация изменилась и в школу стали принимать всех детей, чьи родители искреннее верили в идеи Нейлла.

Большое внимание уделялось подбору персонала. В Саммерхилл брали не просто педагогов с высокой профессиональной классификацией. В требования так же входили – чувство юмора, развитое чувство общественности, умение играть и отдаваться игре искренне.

Нейлл считал, что его школа – это одна из самых счастливых школ в мире. Это было связано в первую очередь с тем, что в школе всех детей любили и принимали такими, какие они есть.

В течение дня дети могли самостоятельно выбрать себе занятие по душе – посещение учебных занятий, прогулки, игры, танцы, рисование и т.д. Свободное воспитание подразумевало, что развиваясь в таком демократичном мире, дети избавляются от страха перед окружающими и быстрее созревают духовно.

Помимо свободы выбора, другим важным принципом педагогической системы Саммерхилла являлся принцип саморегуляции. То есть не допускалось навязывание ребенку тех знаний и умений, которые по мнению взрослых, ему просто необходимы. Ребенок должен сам выбирать и стремиться формировать те умения и навыки, которые ему больше всего нужны и интересны.

Саморегуляция – это право ребенка на свободную жизнь, право на выбор.

Большое значение в свободном воспитании отводилось творчеству – танцам, музыке, песням, рисованию и т.д. Специально для этого в школе были организованы различные мастерские, которые дети могли свободно посещать.

Так же Нейлл уделял значительное внимание игре, он считал, что каждый ребенок должен играть столько сколько ему хочется. Очень важно дать детям наиграться вволю. Только в этом случае духовные и нравственные потребности ребенка будут удовлетворены в полной мере.

Замечание 4

Главным в школе свободного воспитания Саммерхилл было то, что ничего никому не навязывали, каждый искал, пробовал и делал то, что ему было по душе.

Дата последнего обновления статьи: 27.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot