Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Школа Саммерхилл

Философия школы Саммерхилл

Школа Саммерхилл была открыта в 1921 году педагогом и писателем А.С. Ниллом. Школа характеризуется нестандартным, креативным подходом к обучению. Она является инновационной моделью, которую стремятся воплотить в практику современного образования.

Замечание 1

В основу организации нестандартной школы легло понятие того, что свобода является основой воспитания и образования, но не предполагает вседозволенности и распущенности в обучении.

Философия образования, которая стала фундаментом школы Саммерхилл, сформировалась на основе воззрений Фрейда, Монтессори, Райха. Она предполагает базирование на принципе равенства, отсутствии авторитетов. Педагоги и учащиеся школы наделены абсолютно равными правами в выборе направлений развития. Правила и нормы поведения задаются школьниками, которые имеют полное право их нарушить, ликвидировать, ввести новые. Выбор правил школьного поведения и их регулирование осуществляется путем организации собраний, на основании проведения голосования. По сути, школа является отражением претворения детской демократии в практику.

Школьным уставом предусматривается предоставление детям прав самостоятельного выбора как направления обучения, так и необходимости обучения в принципе. Основатели верили в то, что дети вполне способны к адекватному выбору того, что им необходимо. Это обусловлено наличием у детей развитого головного мозга и мыслительной способности.

Раскрытие природных задатков и личностного потенциала возможно только при наличии у ребенка свободы выбора, направлений поведения, вариантов существования и устройства своей жизнедеятельности на основе собственных взглядов, идеалов. Ребенок должен стать тем, кем он видит себя сам и кем желает стать, а не тем, кем хотят его видеть родители, педагоги и иные лица.

Учащихся не принуждают посещать занятия в обязательном порядке. Они могут выбирать посещение того или иного занятия. Однако, при посещении занятия не допускается попустительское отношение к нему. Учащийся должен проявлять активность и работать. Иными словами, выбор должен быть осознанным и желанным, свидетельствующим о стремлении ребенка получить знания по выбранному профилю.

«Школа Саммерхилл» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Школа Саммерхилл не основывается ни на какой стратегии. Ее волшебство состоит в том, что здесь оказывается доверие детским инстинктам, что бояться делать в семьях, поскольку опасаются за своих детей и стремятся воспитать их правильно. Ребенок может пользоваться вседозволенностью только до тех пор, пока это не причиняет негативного воздействия другим членам общества. Произвол и безнаказанность ни в коем случае не предусмотрены организацией школы.

Формирование основных нравственных принципов и морально-этических норм поведения осуществляется естественным способом, посредством установления равноправных отношений. Детям не дается свобода просто так. Она предполагает несение ответственности за свои действия, поступки. Ребята усваивают это в ходе обучения на собственном опыте.

Поскольку в школе отсутствует система давления и принуждения, присущая традиционным педагогическим методикам, то у детей исчезает злость, агрессия, что предотвращает развитие психических нарушений личности, формирование асоциативного поведения. Школа ориентирована на воспитание и развитие эмоционально здоровой личности.

Формирование познавательных стимулов осуществляется естественным путем. Образование не навязывается искусственно, как при традиционном обучении.

Основные принципы организации школы Саммерхилл

В основу образовательной методики Саммерхилл положены следующие принципы:

  1. Принцип приоритетной значимости ребенка, его прав и свобод. Желания, стремления, планы и потребности взрослых не учитываются.
  2. Принцип организации учебного процесса на основе самоуправления. Дети самостоятельно регулируют учебный процесс, избирают правила и несут ответственность за свою деятельность. Это являются ключом к достижению успеха и счастья в жизни.
  3. Принцип свободы, не отождествляющийся со вседозволенностью. Детям дана полная свобода выбора действий, но предполагается и несение за них ответственности, исключая вседозволенность и нанесение вреда другим людям.
  4. Принцип эмоционального и юридического равенства всех участников учебно-воспитательного процесса.
  5. Принцип устранения дисциплины. Дисциплина отрицательно сказывается на развитии любознательности, и потому исключается из образовательного процесса.
  6. Принцип игровой ориентации обучения. Игра рассматривается как более действенный метод усвоения знаний и потому находится в приоритете перед стандартным построением учебного занятия.
  7. Принцип отсутствия системы оценивания и сдачи экзаменов. Усвоенные детьми знания и навыки не подвергаются оценки, а экзамены не сдаются просто так, чтобы поставить галочку. Такая система считается неэффективной, поскольку не способствует личностному развитию.
Замечание 2

Приоритетным принципом школы является отсутствие четких, жестких правил. Педагогическое воздействие может навредить ребенку, убить его познавательный интерес и мотивацию к учебному процессу.

Реальную сущность ребенка искажают принуждения, запреты и жесткие правила, устанавливаемые с самого раннего детства. Получается, что ребенок с самого рождения развивается в условиях жизнеотрицания, тогда как должен развиваться на основе жизнеутверждающих принципов.

Школа предполагает не просто организацию учебного пространства, а жизни детей, в процессе которой они развиваются, обогащают свои знания и навыки, пользуясь той свободой, которая им предоставляется. В отсутствии принуждения со стороны педагогов и родителей, дети позволяют себе выбрать именно то направление развития, которое близко и интересно им и растут теми, кем они должны быть.

Также, школа базируется на принципе недопущения перелома в развитии талантливых людей, творческих личностей. Считается, что учеба важна не для каждого. Творческий человек должен развиваться и обогащать свои знания в определенном направлении, а не забивать свою голову информацией, которая совершенно не понадобиться на его творческом пути.

Дата последнего обновления статьи: 27.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot