Философия школы Саммерхилл
Школа Саммерхилл была открыта в 1921 году педагогом и писателем А.С. Ниллом. Школа характеризуется нестандартным, креативным подходом к обучению. Она является инновационной моделью, которую стремятся воплотить в практику современного образования.
В основу организации нестандартной школы легло понятие того, что свобода является основой воспитания и образования, но не предполагает вседозволенности и распущенности в обучении.
Философия образования, которая стала фундаментом школы Саммерхилл, сформировалась на основе воззрений Фрейда, Монтессори, Райха. Она предполагает базирование на принципе равенства, отсутствии авторитетов. Педагоги и учащиеся школы наделены абсолютно равными правами в выборе направлений развития. Правила и нормы поведения задаются школьниками, которые имеют полное право их нарушить, ликвидировать, ввести новые. Выбор правил школьного поведения и их регулирование осуществляется путем организации собраний, на основании проведения голосования. По сути, школа является отражением претворения детской демократии в практику.
Школьным уставом предусматривается предоставление детям прав самостоятельного выбора как направления обучения, так и необходимости обучения в принципе. Основатели верили в то, что дети вполне способны к адекватному выбору того, что им необходимо. Это обусловлено наличием у детей развитого головного мозга и мыслительной способности.
Раскрытие природных задатков и личностного потенциала возможно только при наличии у ребенка свободы выбора, направлений поведения, вариантов существования и устройства своей жизнедеятельности на основе собственных взглядов, идеалов. Ребенок должен стать тем, кем он видит себя сам и кем желает стать, а не тем, кем хотят его видеть родители, педагоги и иные лица.
Учащихся не принуждают посещать занятия в обязательном порядке. Они могут выбирать посещение того или иного занятия. Однако, при посещении занятия не допускается попустительское отношение к нему. Учащийся должен проявлять активность и работать. Иными словами, выбор должен быть осознанным и желанным, свидетельствующим о стремлении ребенка получить знания по выбранному профилю.
Школа Саммерхилл не основывается ни на какой стратегии. Ее волшебство состоит в том, что здесь оказывается доверие детским инстинктам, что бояться делать в семьях, поскольку опасаются за своих детей и стремятся воспитать их правильно. Ребенок может пользоваться вседозволенностью только до тех пор, пока это не причиняет негативного воздействия другим членам общества. Произвол и безнаказанность ни в коем случае не предусмотрены организацией школы.
Формирование основных нравственных принципов и морально-этических норм поведения осуществляется естественным способом, посредством установления равноправных отношений. Детям не дается свобода просто так. Она предполагает несение ответственности за свои действия, поступки. Ребята усваивают это в ходе обучения на собственном опыте.
Поскольку в школе отсутствует система давления и принуждения, присущая традиционным педагогическим методикам, то у детей исчезает злость, агрессия, что предотвращает развитие психических нарушений личности, формирование асоциативного поведения. Школа ориентирована на воспитание и развитие эмоционально здоровой личности.
Формирование познавательных стимулов осуществляется естественным путем. Образование не навязывается искусственно, как при традиционном обучении.
Основные принципы организации школы Саммерхилл
В основу образовательной методики Саммерхилл положены следующие принципы:
- Принцип приоритетной значимости ребенка, его прав и свобод. Желания, стремления, планы и потребности взрослых не учитываются.
- Принцип организации учебного процесса на основе самоуправления. Дети самостоятельно регулируют учебный процесс, избирают правила и несут ответственность за свою деятельность. Это являются ключом к достижению успеха и счастья в жизни.
- Принцип свободы, не отождествляющийся со вседозволенностью. Детям дана полная свобода выбора действий, но предполагается и несение за них ответственности, исключая вседозволенность и нанесение вреда другим людям.
- Принцип эмоционального и юридического равенства всех участников учебно-воспитательного процесса.
- Принцип устранения дисциплины. Дисциплина отрицательно сказывается на развитии любознательности, и потому исключается из образовательного процесса.
- Принцип игровой ориентации обучения. Игра рассматривается как более действенный метод усвоения знаний и потому находится в приоритете перед стандартным построением учебного занятия.
- Принцип отсутствия системы оценивания и сдачи экзаменов. Усвоенные детьми знания и навыки не подвергаются оценки, а экзамены не сдаются просто так, чтобы поставить галочку. Такая система считается неэффективной, поскольку не способствует личностному развитию.
Приоритетным принципом школы является отсутствие четких, жестких правил. Педагогическое воздействие может навредить ребенку, убить его познавательный интерес и мотивацию к учебному процессу.
Реальную сущность ребенка искажают принуждения, запреты и жесткие правила, устанавливаемые с самого раннего детства. Получается, что ребенок с самого рождения развивается в условиях жизнеотрицания, тогда как должен развиваться на основе жизнеутверждающих принципов.
Школа предполагает не просто организацию учебного пространства, а жизни детей, в процессе которой они развиваются, обогащают свои знания и навыки, пользуясь той свободой, которая им предоставляется. В отсутствии принуждения со стороны педагогов и родителей, дети позволяют себе выбрать именно то направление развития, которое близко и интересно им и растут теми, кем они должны быть.
Также, школа базируется на принципе недопущения перелома в развитии талантливых людей, творческих личностей. Считается, что учеба важна не для каждого. Творческий человек должен развиваться и обогащать свои знания в определенном направлении, а не забивать свою голову информацией, которая совершенно не понадобиться на его творческом пути.