Феномен «семья» в психологических, социальных и педагогических исследованиях
Семья – это социальный институт, основанный на связи ее членов особыми узами и, формирующийся в течение исторически складывающейся системы взаимоотношений и взаимодействия между ними.
Семью можно рассмотреть, как социально-педагогическую группу, ориентированную на выполнение функций продолжения рода, самореализации и самоутверждения всех ее членов.
Семья, выступает ячейкой современного общества. Она имеет особую ценность и значимость для общества, поскольку выполняет репродуктивную функцию т.е. формирует новых членов социума и реализует их воспитание.
Семья выступает самостоятельным феноменом, который вводится в научную практику разными мыслителями и учеными, занимающимися исследованием разных направлений социального, психологического, педагогического развития.
Рассмотрим основные направления исследований, в которых рассматривался данный феномен:
- Философская мысль. Впервые понятие «семья» стало рассматриваться учеными-философами. В то время, оно было заменено иными понятиями: так, Платон именовал семью андрогин, Аристотель – частью государства, Юм – браком, а Гегель утверждал, что семья - это, по сути, и есть общество.
- Историко-этнографические исследования отождествляют семью с определенным направлением культурного развития общества, с бытом, домом, формированием народа и его традиций, нравов.
- Социологические направления исследований рассматривают семью в качестве нравственного ориентира деятельности индивида. Именно семья лежит в основе социума и социальной деятельности. Все нормы социального поведения формируются в семья. Создание семьи должно быть единственной целью каждого индивида. Так, ученые Ю.П. Азаров, В.В. Бойко рассматривают семью, как фактор биосоциального развития человека, а Т.М. Афанасьева и С.В. Бородин исследуют взаимоотношения между семьей и социум, выявляют его закономерности. Кроме того, социологи формируют теории о быте семьи, ее культурной основе, взаимоотношениях между супругами, которые лежат в основе формирования семьи.
- Демографические исследования передают семье функции по формированию связей и взаимодействия между поколениями, воспроизводства, формирование системы, внедрения прародительской семьи в нуклеарную.
- Психолого-педагогические исследования рассматривают вопросы о формировании и функционировании семьи, как необходимость и потребность каждого индивида. Все компоненты структуры семьи т.е. каждый ее член имеет определенное содержание т.е. наполненность нравственными, эстетическими, интеллектуальными и иными качествами. Семья выполняет социально значимую функцию: воспроизводство людей, наделенных общественно значимыми и полезными свойствами. Кроме того, происходит исследование социальных факторов, которые тем или иным образом воздействуют на формирование и развитие семьи, создают условия для ее полноценного развития и максимизируют раскрытие социального потенциала каждого члена семьи.
Функциональная роль семьи
Семья, как особый феномен имеет важное социальное значение и выполняет ряд значимых для социальной сферы функций. К ним относятся:
- Репродуктивная – обеспечение общества новыми членами. Эта функция способствует и удовлетворению личностных потребностей супругов в рождении и воспитании детей.
- Воспитательная- обеспечение условий для полноценного развития подрастающего поколения, а именно формирование у них нравственных ориентиров деятельности, моральных принципов поведения, социальное становление и культурное развитие. Благодаря воспитанию, индивид усваивает нормы социального поведения и взаимодействия, учится жить и трудится на благо общества, формирует его культурный фундамент.
- Хозяйственно-бытовая – обеспечение ухода за детьми, оказание помощи пожилым и больным гражданам.
- Духовная – обеспечение условий и наполнение духовным содержанием жизнь и деятельность человека. Каждый член семьи развивается в ней, получает новый духовный опыт деятельности, испытывает определенные чувства и эмоции, наполняя и углубляя свой духовный мир.
- Экономическая – обеспечение материального содержания одних членов семьи другими. Родители содержат своих несовершеннолетних детей, трудоспособные члены семьи помогают нетрудоспособным и т.д.
- Эмоциональная – обеспечение эмоционального баланса и насыщения каждым членом семьи. Члены семьи чувствуют себя защищенными, получают определенную терапию от общения между собой, имеют поддержку в сложные времена, помогают друг другу в решении проблем.
- Досуговая – обеспечение оптимального времяпрепровождения. В семье имеются условия для формирования рационального досуга, расширения интересов членов семьи, удовлетворения потребностей.
- Сексуальная – обеспечение удовлетворения сексуальных потребностей и контроль сексуального развития и баланса общества.
Тенденции развития феномена «семья» в современном обществе
Исходя из текущего этапа социально-экономического развития общества и общественных приоритетов, развитие педагогического феномена «семья» имеет следующие тенденции:
- На протяжении всей истории становления педагогической науки, феномен «семья» выступал объектом ее исследований и продолжает сохранять свою позицию.
- В современном обществе, «семья» рассматривается в качестве психолого-педагогического и социального феномена.
- В настоящее время, наблюдается кризис в развитии семьи. Это обуславливает исследование данного феномена более детально, как педагогической наукой, так и иными научными направлениями. Семья требует полноценного теоретического обоснования и его использования при проектировании образовательных программ и разработке содержания учебно-воспитательной работы.
- Семья выступает реальным органом воспитания. Именно в семьи закладываются основы социальной жизнедеятельности. Семейным опыт, семейное влияние не может быть перекрыто иными образовательными институтами.