Факторы, определяющие подготовку ребенка к обучению в школе
Школа – это важный и, достаточно длительный этап в развитии и жизнедеятельности любого ребенка. Поэтому он требует тщательной моральной, психологической и умственной подготовки к нему.
Насколько ребенок готов к новому этапу своей жизнедеятельности зависит от следующих факторов:
- Общая подготовка ребенка.
- Умственная развитость и готовность ребенка.
- Психолого-педагогическая готовность.
Ребенка необходимо подготовить к школе т.е. дать ему представления об этом учебном заведении, его целевом назначении, правилах поведения в нем и значимости в жизни ребенка.
К моменту поступления в школу, ребенок должен быть умственно развит в определенных направлениях: знать алфавит, уметь элементарные навыки чтения и письма, уметь слушать и воспринимать информацию, а потом применять ее на практике. Каждая школа выдвигает свои требования к знаниям будущих первоклассников. Некоторые, даже проводят тестирования детей для определения уровня их интеллектуальной подготовки к школе.
Что касается, психологической подготовки ребенка к школе, то тут требуется длительный период педагогической подготовки, направления ребенка, организации специальных занятий с ребенком в дошкольном заведении и семье.
Характер школьных взаимоотношений, построение коммуникативных связей и отношений будет немного иным, чем тот, к которому ребенок привык в стенах дошкольного заведения или, если с ребенком занимались родители дома. Поэтому, ребенка необходимо подготовить к учебной деятельности.
Чтобы подготовка к школе носила полноценный характер, требуется организованное взаимодействие родителей и иных членов семьи с педагогами дошкольного учреждения. Оно должно ориентироваться на развитие желания сотрудничать со взрослыми, подражать им, усваивать те знания, которые они несут.
Ребенок должен, прежде всего, научиться справляться с трудностями, преодолевать их. Если его психология ориентируется на преодоление трудностей, то и умственное развитие будет происходить более успешно и безболезненно. А это, в свою очередь, ведет к привитию навыков доведения любого дела до конца.
Психологическая подготовка ребенка требует развитие умения преодолевать успех. Поэтому, надо научить ребенка выполнять интересную ему деятельность, достижение успеха в которой требует приложения усилий, а награда за него носит заслуженный характер.
Кроме того, психологическая подготовка связана с развитием у ребенка эмоционально-волевой сферы, воспитанием его чувственной стороны и развитие навыков ориентирования в своих поступках на действиях окружающих.
Функции семьи при организации подготовки ребенка к школе
Семья является важным социальным институтом, в котором происходит непрерывное развитие человека. На дошкольном этапе развития ребенка, семья является связующим звеном между ним и социумом.
Семья представляет собой маленький мирок, функционирующий по своим особым законам и правилам. При этом, она неразрывно связана с социумом, поскольку является его ячейкой, а значит применяет в своей деятельности его нормы и правила.
Семья воспитывает ребенка с раннего возраста. Первоначально она готовит его к встрече с дошкольным миром образовательного учреждения. При этом, в силу неразвитости большинства функций организма, ребенок воспринимает нормы поведения в обществе на основе подражания т.е. он просто копирует поведение родителей в различных ситуациях.
Семья старается наполнить жизнь ребенка различными впечатлениями, положительными эмоциями и любовью.
Языку, грамотной, культурной речи дети учатся у своих родителей. Именно семья составляет основное звено обучения ребенка. Родители общаются с детьми, слушают их рассказы и сами рассказывают им истории разного рода: поучительные, жизненные, сказочные и т.д. только родителям ребенок в полной мере доверяет. В семье, дети чувствуют себя максимально защищенными и могут открыться исследованию окружающего мира, изучить различные виды деятельности.
Педагоги дошкольных образовательных организаций не способны заменить ребенку семью и исполнить ее воспитательные функции. Они могут только помочь в подготовке к обучению в школе, путем активного привлечения родителей к педагогическому процессу и консультированию их по его правильному и эффективному проведению.
Основные правила подготовки ребенка к школе
Школьное обучение является непростым этапом в жизни ребенка. Он может столкнуться с множеством трудностей, особенно на начальном этапе своего школьного пути. Семья должна уделить много времени и потратить много сил на подготовку ребенка к школе, чтобы этот этап прошел менее проблемно.
Родителям следует соблюдать ряд простых правил при организации подготовки ребенка к школе. К ним относятся:
- Сформировать режим дня для ребенка. Ребенка нужно подготовить к режиму дня в школе. Он должен привыкнуть вставать и ложиться спать в одно и то же время, собираться и делать уроки в определенные часы, отводить время на отдых и т.д.
- Акцентирование внимания на развитии нравственных и волевых качеств ребенка.
- Формирование навыков самостоятельности.
- Развитие умения построения коммуникативных связей. Ребенка нужно научить общаться со сверстниками и со взрослыми, обучить нормам вежливого и культурного общения.
- Отправка в первый класс не должна сопровождаться началу какой-то еще новой деятельности, поскольку стресса от поступления в школу будет итак достаточно. Ребенок должен отдыхать.
- Важно, проявлять любовь и заботу о ребенке, независимо от его успехов и достижений.
- Нужно хвалить и поддерживать ребенка, а также помогать при неудачах и возникновении проблем.
- Необходимо развивать в ребенке уверенность в себе.
- Оценивать поступки ребенка в отрыве от его личности.
- Важно беседовать с ребенком, узнавать о его успехах и неудачах, взаимоотношениях в коллективе.
- Необходимо учитывать интересы ребенка, его права и свободы.
- Поддерживать ребенка во всех его стремлениях и начинаниях.