Роль самовоспитания в формировании личности школьника
Место самовоспитания в процессе формирования личности меняется в зависимости от социально-исторических условий. Самовоспитание органически включено во все сферы человеческой жизни, направлено на разностороннее самосовершенствование каждого члена общества.
Для успешного самовоспитания необходимо иметь нравственную и волевую готовность, представляющую собой результат воспитания и определенного уровня личностного развития. Поэтому детям нужно быть максимально благожелательными к предъявляемым требованиям педагогов, на совесть выполнять все учебные задания, общественные поручения, добросовестно трудиться и учиться. Самовоспитание не отвергает воспитание, а представляет собой его естественное продолжение и развитие.
Самовоспитанием должна обеспечиваться преемственность культуры, трудового опыта и нравственных ценностей народа. Еще в детстве из сказок дети узнают о добре и зле, о богатырях и мудрецах.
В наши дни личностное самовоспитание и самосовершенствование выступает в качестве предпосылки и следствия социального прогресса.
Самовоспитание является важнейшим способом жизненного самоопределения, подготовки себя к труду. Вырабатывать готовность участвовать в общественно полезном труде – значит формировать себя как полноценную личность. Наукой подтверждено, что в процессе трудовой деятельности с изменением окружающей природы, человек может изменять и свою собственную натуру и свое «Я».
Еще одно средство самовоспитания – общение. В процессе общения осуществляется обмен опытом деятельности, идет накопление полезной информации, касающейся природы, и передаваемых из поколения в поколение. Люди могут воспитываться, развиваться, самосовершенствоваться только в обществе, перерабатывая и усваивая накопленное столетиями духовное богатство, науку, культуру, мораль, нравы и идеологию. Человек – общественное существо.
Необходимость самосовершенствования обусловлена развитием общественных отношений. Самовоспитание является высшей формой самосовершенствования духовного мира человека, когда функцию воспитателя он берет на самого себя. Самовоспитание может быть определено в качестве целеустремленного, заранее запланированного развития собственных сил и способностей в ходе собственной деятельности и специальных упражнений и тренировок. Все, что есть в человеке – талант, ум, физическая сила, воля – является результатом приспособления, подражания и самовоспитания, то есть следствием разных форм участия каждого в собственном психическом и физическом развитии.
Главной функцией самовоспитания выступает ускорение и интенсификация психического и физического развития. Именно поэтому все выдающиеся государственные и политические деятели, талантливые ученые, писатели и конструкторы, герои труда и пр. Еще одна важная функция самовоспитания – способствовать расцвету, развитию способностей и дарований.
Организация процесса самовоспитания и его методы
Основа самовоспитания – принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые должны быть совершены, определение черт и качеств, которые должны быть выработаны человеком в самом себе. Если такая программа формируется, то она подталкивает индивида осуществлять действия, направленные на ее реализацию, создавая стимулы для проявления волевых усилий.
Вместе с тем, должна быть составлена детальная программа самовоспитания и определено то, что должно быть достигнуто. Безусловно, начинать лучше с простых программам, например: перестать употреблять бранные слова или слова-паразиты. Постепенно, программы самовоспитания должны усложняться и совершенствоваться.
Ушинский К. Д., занимаясь самовоспитанием собственного характера, разработал ряд специальных правил, выступающих как программа его саморазвития:
- абсолютное спокойствие, хотя бы внешнее;
- прямота в словах и поступках;
- обдуманность действий;
- решительность;
- без необходимости не говорить ни одного слова о себе;
- не проводить время бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что получается случайно.
При разработке программы самовоспитания, должны быть определены ее методы, важнейшими из которых являются:
- самоубеждение;
- самообязательство;
- самокритика;
- мысленный перенос себя в положение другого человека;
- самопринуждение;
- самоприказ;
- самонаказание.
Самоубеждение – сущность метода заключается в том, что учащийся после выяснения своих недостатков, осознает необходимость побороть эти недостатки.
Самовнушение – суть метода предполагает, что человек стремится влиять на собственную психику и чувства, вслух внушая себе модели поведения. Соблюдение выбранной модели поведения и самовнушение должны продолжаться до того времени, пока человек не сможет преодолеть этот недостаток. Воздействие самовнушения обусловлено тем, что при закреплении в сознании и чувствах ученика, оно начинает определять его поведение.
Самообязательство – данный метод по своей сути близок к методу самоубеждения. Он предполагает, что ученик, который задался целью преодоления в себе какого-либо недостатка и выработки того или иного положительного качества, принимает на себя обязательство не проявлять неспешность, хорошо обдумывать порядок выполнения заданных учителем упражнений, чтобы не допускать ошибок. Такое самообязательство должно неоднократно проговариваться, чтобы закрепить его в своем сознании.
Самокритика – суть данного метода состоит в том, что ученик, выявивший в себе те или иные недостатки, ставит перед собой цель преодолеть их, подвергая себя самокритике, для мобилизации своих волевых усилий. Безусловно, самокритика может практиковаться до того момента, пока поставленная цель не будет достигнута.
Эмпатия, или мысленный перенос себя в положение другого человека, сопереживание его чувствам. Данный метод особенно хорош, если говорить о самовоспитании отзывчивости к окружающим людям, стремления с взаимопомощи. В ходе самовоспитания дети могут вырабатывать в себе положительные качества, преодолевать отрицательные, ставить себя в положение другого человека, сопереживать его чувствам, побуждая себя таким образом к самосовершенствованию.
Самопринуждение или самоприказ – действенный метод самовоспитания. Он используется только тогда, когда ученик уже определил для себя некие правила поведения, например, вставать в семь утра каждый день, но не проявляет достаточной силы воли при соблюдении данного правила. Поэтому услышав будильник, ребенок должен отдать себя приказ сразу же встать с постели.
Самонаказание – используется, когда в ходе самовоспитания ребенок делает ряд определенных отступлений от намеченных им самостоятельно поведенческих правил. После обнаружения таких отступлений, необходимо обязательно использовать санкции относительно самого себя и применить какое-то наказание.
Иными словами, если рассмотреть процесс самовоспитания в целом, то его структура включает ряд следующих компонентов:
- критический анализ и самооценку собственных недостатков, а также постановку конкретных целей самовоспитания;
- разработка программы самовоспитания;
- определить его методы;
- аутотренинг, то есть непосредственная работа личности над собой;
- самоконтроль.