Роль игровой деятельности в устранении недостатков личностного развития учащихся начальных классов
Игра является основой жизнедеятельности ребенка. Она охватывает всё его детство и все направления деятельности. Игровая практика составляет основу развития ребенка. В ней имеется творческая направленность, признаки социальной практики, богатство коллективного творчества и коллективной деятельности. Игра находится на грани реальности и вымысла для ребенка. Он не осознает, где реальные границы между действительностью бытия и вымышленными событиями.
Игра имеет огромное значение для развития ребенка любого возраста и уровня развития. Что касается устранения недостатков личностного развития учащихся младших классов, то игра выступает приоритетным методом борьбы с ними.
Игра способствует:
- Развитию мотивации ребенка к познанию;
- Формированию осознанного стремления к обучению;
- Разрешению сложных задач;
- Решению жизненных проблем;
- Проявлению характера и мировоззрения ребенка;
- Социальной адаптации ребенка.
Если у ребенка имеются какие-либо нарушения в развитии, то для него разрабатывается коррекционная терапия, которая не исключает применения игры в качестве ее фундамента. Это обусловлено возрастной спецификой развития ребенка.
Игровая терапия в современной образовательной сфере представлена в двух основных направлениях:
- Директивная игровая терапия. Она ориентирована на ведущую роль педагога или иного специалиста, проводящего коррекционную терапию. Происходит обсуждение чувств и эмоций ребенка, формируются действия с игрушками.
- Не директивная игровая терапия. Это направление ориентировано на предоставление ребенку самостоятельности в организации игры, формировании игровых действий, разработке правил. Здесь происходит осознание ребенком своего «Я» в процессе игры, оцениваются положительные и отрицательные качества ребенком, его способности и выявляются недостатки.
Коррекционная игровая терапия может, также, быть индивидуальной направленности т.е. предполагать коррекцию личностных нарушения у одного ребенка, либо носить коллективный характер, когда составляются группы детей с идентичными или близкими отклонениями в развитии и проводится групповая игровая терапия.
Отечественными учеными – педагогами и психологами, игра рассматривается как универсальная методика оптимизации психического и физического развития детей.
Коррекционная игровая методика устранения недостатков личностного развития младшего школьника
Методика игровой коррекционной терапии основывается на создании системы игровых заданий, включенных в стандартный образовательный процесс. Игровые мероприятия включаются в свободные временные промежутки, когда ребенок не занят учебной деятельностью и может заполнить пустой временной промежуток игровыми упражнениями.
Включение игровой деятельности в учебный процесс хорошо тем, что оно не требует поиска и выделения определенного времени для реализации игровой деятельности. Игровые упражнения можно проводить до или после уроков, включать их в разные стадии учебного занятия, проводить в перерывах.
Игровая терапия в младших классах ориентирована на устранения ряда проблем, имеющихся у детей с недостатками в развитии. К причинам таких проблем относятся следующие:
- Новые люди, новые правила. Ребенку необходимо привыкнуть к тому, что близких людей не будет рядом, а будут новые взрослые, предъявляющие к нему определенные требования;
- Необходимость контактировать и строить взаимоотношения со сверстниками, которых ребенок не знал до этого и, которые имеют разный уровень развития, разные характеры, темперамент, потребности и желания;
- Новая обстановка. Ребенок попадает в новую среду, представляющую собой большое здание с помещениями, в одном из которых ребенок будет проводить большую часть времени, в нем имеются разнообразные зоны, к смысловому значению которых необходимо привыкнуть.
Все эти проблемы и затруднения в адаптации ребенка с недостатками в развитии к этапу школьного обучения, приводят к построению коррекционной игровой методики, которая ориентирована на решение следующих задач:
- Ознакомление ребенка с новой сферой его жизнедеятельности. Посредством игры, ребенку необходимо помочь привыкнуть к новым условиям. Ему нужно рассказать правила школьного пребывания, объяснить значение школы и обучения, мотивировать ребенка к познанию и проявлению активности. Это достигается за счет применения сюжетно-ролевых игр, в которых сюжет игры строится из сцен школьной жизни, помогающих ребенку приспособиться к особенностям функционирования этого учебного заведения, понять его смысловое назначение, привыкнуть к режиму дня.
- Формирование направлений поведения ребенка, которое отвечает его индивидуальным особенностям развития, развивает у него коммуникативные навыки, способствует созданию системы взаимодействия со сверстниками и педагогами. Для этого применяется совокупность игр, ориентированных на развитие положительного отношения к школе. Здесь актуально применение народного фольклора.
Методика игровой коррекционной терапии предполагает разработку программы проведения игровых занятий, состоящей из нескольких блоков:
- В первом блоке отражаются условия проведения игровых коррекционных занятий с младшими школьниками. Определяется время игровых занятий, уровень нагрузки и место проведения.
- Во втором блоке определяются приоритетные направления коррекционной работы, обусловленной данными диагностики.
- В третьем блоке разрабатывается система педагогической работы с родителями детей, чтобы повысить их педагогическую компетентность и создать единую направленность деятельности по устранению недостатков в развитии ребенка.