Особенности развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Отношения – это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей индивида с разными сторонами объективной действительности, состоящая из трех взаимосвязанных компонентов: отношения человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира.
Психическое развитие детей начинается общением. Общение представляет собой один из наиболее значимых фактором общего психического развития ребенка. В исследованиях ведущих отечественных психологов содержится информация, что потребность в общении у детей – базис для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних стадиях онтогенеза. Именно в общении с людьми дети усваивают человеческий опыт. Без общения невозможно установить психический контакт между людьми.
Межличностные отношения – это субъективно переживаемая взаимосвязь между людьми, которая объективно проявляется характером и способами взаимных влияний людей в процессе совместной деятельности. То есть, это система установок, ориентаций, ожиданий и стереотипов, посредством которых люди могут воспринимать и оценивать друг друга.
Проблема межличностных отношений сформировалась на стыке нескольких наук – философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, она является одной из наиболее значимых проблем современного мира.
Период дошкольного детства наступает приблизительно в 2-3 года, когда дети начинают осознавать себя в качестве членов человеческого общества и длится до момента систематического обучения в 6-7 лет. В этот период формируются предпосылки для становления социально-нравственных личностных качеств, развиваются индивидуально-психологические особенности детей. Дошкольникам характерны следующие черты:
- высокая роль семьи в процессе удовлетворения материальных, духовных и познавательных потребностей;
- максимальная потребность в помощи со стороны взрослого, чтобы удовлетворить основные жизненные потребности;
- низкий уровень возможностей самозащиты ребенка от пагубного воздействия окружающей среды.
В этот период идет интенсивное развитие способности идентифицироваться с людьми. Ребенок учится быть принятым в позитивных формах общения, быть уместным во взаимоотношениях. Если окружающие относятся к ребенку с лаской и любовью, признают его права, дают ему необходимое внимание, он становится эмоционально благополучным.
В дошкольном возрасте межличностные отношения характеризуются следующими признаками:
- формирование и развитие основных стереотипов и норм, регулирующих межличностные отношения;
- взрослый инициирует отношения между детьми;
- контакты не долговременные;
- дети ориентируются на мнение взрослых и в своих действиях всегда равняются на старших. Проявляют идентификацию с людьми, близкими их в жизни;
- подражание поведению взрослых.
Игровая деятельность как средство развития межличностных отношений
Игра – ведущая деятельность для детей-дошкольников. Эльконин называл игру арифметикой социальных отношений, трактуя ее в качестве деятельности, которая возникла на определенном этапе, в качестве одной из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.
В дошкольном возрасте в игровой деятельности существуют реальные общественные отношения, которые формируются между играющими. Общественные отношения – главный результат игровой деятельности.
Реальные отношения, которые зависят от общественного развития детей, могут не совпадать с отношениями, которые изображаются ребенком, руководствуются сюжетом, ролями и правилами игры.
Взаимодействие детей в игре характеризуется следующими показателями:
- вступление ребенка во взаимодействие;
- постановка игровых задач ребенком – взрослым или сверстникам;
- принятие ребенком игровых задач;
- длительность взаимодействия детей в игре.
В сюжетно-ролевых играх формируются благоприятные условия для формирования взаимоотношений между детьми.
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность, а общение превращается в ее часть и условие. Общение детей с ровесниками осуществляется в игре и по поводу игры.
Сюжетно-ролевую игру характеризуют следующие черты:
- игровой замысел отличается устойчивостью, развитием и динамичностью;
- дети вместе обсуждают игровой замысел, прислушиваются к мнению партнеров, достигают согласие при обсуждении;
- высокий уровень игрового творчества, длительная перспектива игры;
- перед игрой детьми намечается совместный план, в который по ходу игровых действий могут вноситься коррективы и дополнения, представленные новыми идеями и образцами;
- моделирование разнообразных взаимоотношений между людьми;
- вместе выстраивают и творчески развивают сюжетные игры, привносят в них знаний, которые почерпнули в разнообразных источниках: наблюдениях, книгах, кинофильмах и пр.;
- ролевое взаимодействие отличается содержательностью, использованием различных средств выразительности;
- речи отводится значительное место при реализации роли, роль обозначают словом. Посредством речи дети раскрывают сущность ролевых отношений, зачастую слова заменяют игровые действия;
- дети широко и изобретательно пользуются предметами в процессе игры – заменителями, природным материалом, самоделками, подсобными материалами;
- условие реализации роли – соблюдать правила.
В игровой деятельности детьми утверждаются собственные волевые и деловые качества, радостно переживают собственные успехи и горько страдают в случае неуспеха. В общении детей между собой возникают новые цели, которые обязательно должны выполняться.
Иными словами, развитие сюжета и содержание ролевой игры отражает все более глубокое проникновение детей в жизнь окружающих взрослых людей.