Фольклор – это устное народное творчество.
Фольклор отражает различные виды и направления творческой деятельности народных масс: песни, частушки, былины, басни, предания, сказания, сказки и т.д.
Фольклор активно используется в воспитательных целях. Он способствует развитию разных сторон личности, в частности, фольклор оказывает воздействие на становление речи ребенка.
Направления использования фольклорного творчества в речевом развитии ребенка
Фольклор является тем средством, которое оказывает воздействие на различные стороны личности и помогает ее полноценному всестороннему развитию.
Фольклорное творчество развивает речь ребенка с самого рождения. Речевое развитие, основанное на фольклоре, осуществляется по следующим направлениям:
- Расширение и обогащение словарного запаса ребенка. Первые песенки, потешки, пестушки строятся таким образом, что оказывают воздействие на мышление ребенка и ту часть его мозга, которая отвечает за речевое функционирование. Слыша потешки, пестушки, ребенок стремится их повторить, поскольку, ритмичность этих произведений, их стиль активизируют речевые процессы. Колыбельные формируют основы плавного произношения и расширяют словарный запас ребенка.
- Формирование артикуляционного аппарата. Органы артикуляции принимают активное участие в речевой деятельности. Также, они активно используются в устном народном творчестве: пение песен, частушек, соблюдение их ритма, заставляет выполнять определенные движения органами артикуляции. Это тренирует их, формирует их мышечную мускулатуру и развивает слаженность, ритмичность работы органов артикуляции.
- Формирование фонематического слуха. Она осуществляется на основании восприятия различных форм фольклора на слух. Фольклор и его формы имеет свои специфические признаки, свойства, которые оказывают положительное воздействие на слуховое восприятие.
- Образец для составления описательных рассказов. Фольклор является моделью построения определенных текстов: сказок, поговорок, скороговорок и т.д. Это формирует навыки речевого общения и расширяет их.
Использование пословиц и поговорок в речевом развитии ребенка
Пословицы и поговорки – это вид поэтического творчества, содержащий в себе мудрость народа, накопленную веками.
Пословицы и поговорки активно используются в качестве средства речевого развития детей дошкольного возраста. Кроме того, они находят применение в логопедической практике т.е. используются в коррекционных программах речевого развития.
Применение пословиц и поговорок в качестве средства развития речи дошкольника способствуют достижению следующих задач речевого развития:
- Формирование лаконичной речи;
- Четкость произношения;
- Ясность и яркость речи, выражения мыслей и чувств;
- Придание речи научного окраса;
- Формирование основ творческой направленности использования различных речевых конструкций;
- Формирование основ образного мышления и образного описания различных объектов, процессов и явлений окружающего мира;
- Придание тексту, описывающему что-либо, яркости, эмоциональной насыщенности.
Применение пословиц и поговорок должно быть реализовано на основе принципа перехода от простого к сложному т.е. необходимо начинать с изучения простых пословиц и поговорок, постепенно их усложняя. Это облегчит понимание детьми их смысла и значения, а также места в речевом процессе.
На завершающем этапе работы с пословицами и поговорками реализуется творческая направленность деятельности. Она связана с составлением детьми пословиц и поговорок на определенную тематику, с конкретным смыслом.
При изучении пословиц и поговорок хорошо использовать их рисование и составление по ним рассказов. Это делает познание более увлекательным и целеориентированным. Ребенок стремится к пониманию смысла пословиц и поговорок и их правильному использованию в собственной речи.
Использование загадок в речевом развитии детей
Загадки оказывают положительное воздействие на развитие мышления дошкольника и формируют его речь по следующим аспектам:
- Расширение словарного запаса дошкольника за счет многозначности понятий, используемых в загадках. Дети изучают слова и их разные значения, а также применение прямых и переносных значений слов в своем речевом общении;
- Освоение грамматического строя речи. Загадка формирует представление ребенка о том, каким образом стоит правильно строить предложения, соблюдая все нормы. Языковая форма загадок мотивирует к анализу строения слов и предложений;
- Овладение звуковой стороной речи. Происходит развитие восприятия речи на слух, ее смысла, представления в различных формах, с использованием выразительных языковых средств;
- Формирование правильной дикции ребенка. Речь при произнесении загадок становится лаконичной и грамматически правильной. Это формирует навыки четкого произношения и лаконичного выражения своих мыслей.
Рекомендации по использованию фольклора в качестве средства речевого развития ребенка
Чтобы фольклор дал должный эффект в речевом развитии ребенка, следует опираться на ряд рекомендаций его использования:
- Знакомство с фольклором с самого рождения. Колыбельные, потешки, стишки помогают в формировании плавной и четкой речи с самого начала ее становления.
- Использование игровых приемов при знакомстве с фольклором. Игра лучше всего помогает в освоении окружающего мира и его различных аспектов.
- Разъяснение незнакомых слов, используемых в фольклоре.
- Объяснение сказок и иных форм фольклора своими словами. Это упрощает понимание детьми сути произведения и направляет на становление грамматически верной речи.
- Эмоциональное преподнесение фольклора.
- Мотивация к знакомству с устным народным творчеством.