Общие сведения о рисовании ладошками
Рисование ладошками – это нетрадиционный способ изобразительного творчества, который формирует у детей-дошкольников представления о свободе художественного самовыражения и характеристиках материалов, которые используются для рисования.
Период дошкольного детства является важным этапом в развитии детской личности, приобщении его к миру искусства и общечеловеческим ценностям. Во время рисования дети развивают в себе ряд важных способностей: зрительная оценка формы, ориентировка в пространстве и чувство цвета. А также у ребенка появляется ряд специальных умений и навыков: координация глаз и рук, владение кистью руки.
Цель техники рисования ладошками – совершенствовать творческое мышление и изобразительные навыки в дошкольном возрасте.
Ее задачи:
- познакомить с нетрадиционной техники рисования;
- формировать представления о возможностях собственных рук и пальцев;
- развивать мелкую моторику, оказывающую положительно воздействие на речевые навыки и память;
- привить интерес к изобразительному творчеству;
- расширить кругозор, развивать фантазию;
- улучшать эмоциональное состояние, привить навык выражения чувств посредством использования образов.
Необходимые материалы
Все, что требуется для нетрадиционной техники рисования, может быть приобретено в любом канцелярском магазине. Покупка дорогих профессиональных принадлежностей не требуется, но состав компонентов материалов должен быть совершенно безвредным, так как маленькие дети могут слизывать краску с пальчиков.
Таким образом, для рисования потребуются следующие материалы:
- бумага или альбом для рисования;
- пальчиковые краски;
- ватные палочки и диски;
- салфетки;
- клеенки.
Техника рисования ладошками
Нетрадиционную изобразительную технику разработали в соответствии с возрастными педагогическими, психологическими и логопедическими нормами для детей-дошкольников. К занятиям дети могут приступать уже с годовалого возраста, но на первых порах им должны помогать родители.
Длительность первых занятий должна быть не более 5 минут, так как с непривычки дети будут уставать, терять концентрацию внимания. После адаптации время занятий постепенно продлевают до 20 минут.
Не стоит принуждать дошкольников к занятиям или ставить перед ними непосильные задачи. Дети будут охотнее рисовать, только если у них есть вдохновение и настроение.
Желательно практиковать игровые формы работы. Например, загадывать загадки, а дети должны нарисовать отгадку, или же прочитать сказку, а затем попросить дошкольников нарисовать понравившегося персонажа.
Нельзя ожидать, что ребенок сразу же начнет рисовать идеально, ровно, аккуратно и лучшим образом. Сначала рисунки будут представлены только каракулями, пятнами и хаотичными линиями. Но при регулярных занятиях и обретении опыта дети будут рисовать все более оригинальные и симпатичные изображения.
Техника рисования обычно не вызывает никаких трудностей и состоит из следующих этапов:
- ребенок, используя кисточку, наносит на свою раскрытую ладошку краску. Это может быть один определенный цвет или несколько;
- раскрашенную ладонь ребенка сразу, пока не высохла краска, прижимают к листу бумаги;
- затем руку от листа отнимают, остатки краски с ладошки убирают салфеткой;
- после того, как занятие завершается, дети моют руки под краном с мылом.
Раскрашивать можно не всю руку, а только отдельные ее части. Чтобы получить нестандартные изображения на бумаге, пальцы можно сгибать, раздвигать или совмещать.
Выделяют несколько техник рисования пальчиками для детей:
- рисование ладошкой по мокрой бумаге;
- рисунки кулачком со стороны большого пальца – можно нарисовать красивые ракушки, розы и улитки;
- рисование ладошкой, с сомкнутыми пальчиками. Чтобы нарисовать бабочку, нужно вертикально приложить к бумаге две разукрашенные ладошки, чтобы нарисовать рыбку – одну ладошку, приложить к листу бумаги горизонтально;
- рисование пальчиками по стеклу;
- рисование полураскрытым кулачком, например, таким методом можно нарисовать холмик, радугу, банан.
Лист бумаги можно намочить полностью, используя для этого широкую кисточку. От одного прикосновения пальчика к листу бумаги на нем расплывается красивое красочное пятно. Рисовать в такой технике можно на бумаге, расположенной на столе, мольберте или окне. Работать нужно максимально аккуратно, чтобы краски не стекали вниз, либо напротив набирать на кисть побольше краски, чтобы получались красивые потеки и разводы.
В последнее время рынок предлагает огромнейший выбор специальных красок для пальчикового рисования – их легко смыть с рук и легко отстирать от одежды.
Рисование для детей является радостным, вдохновенным трудом, который крайне важно поддерживать, постепенно открывать перед ним новые возможности и варианты изобразительной деятельности. Главное, что нетрадиционному рисованию отводится важная роль в общем психическом развитии детей. Это и является одним из основных аспектов в работе воспитателей, чтобы занятия приносили детям исключительно радость и положительные эмоции.
Педагог, при планировании и продумывании серии занятий, направленной на рисование ладошками, должен принимать во внимание предыдущий опыт воспитанников. Занятия должны проводиться в игровом формате. Игры вызывают особую целенаправленность восприятия, активизируя и повышая интерес к результатам работы. Помимо этого, такого рода активность всегда связана с эмоциональным состоянием каждого ребенка. Включение в восприятие эмоций усиливает познавательные интересы детей.
Обязательно нужно отмечать и хвалить детей за то, что у них получилось – это поддерживает в детях уверенность в себе, активизирует их творческую деятельность.