Основные принципы организации режима дня
Режим дня – это размеренный порядок действий, запланированных на день.
Пока ребенок пребывает в детском саду, его жизнедеятельность соответствует регламентированному распорядку. Чередование учебных занятий и подвижных игр, отдыха и активного бодрствования способствует избеганию нервного переутомления детей.
В зависимости от возраста дети занимаются освоением тех или иных навыков самообслуживания, учатся культурно общаться. Важно, чтобы в детском саду ребенок не только развивался, но и удовлетворял свою потребность активных движений, питания, своевременного отдыха и пр.
Планирование режимных моментов в средней группе базируется на исследованиях физиологии детей. С учетом возрастных особенностей воспитанников. Основой режима служат следующие принципы:
- ритмичность – смена видов деятельности в соответствии с внутренними циклами, характерными для детей 4-5 лет;
- цикличность – постоянный график формирует привычку, снимает нервное напряжение;
- чередование отдыха и активного времяпрепровождения – на протяжения дня подвижные игры приходят на смену спокойным занятиях, учебные занятия сменяет художественная деятельность, а бодрствование – сон;
- гибкость – когда ребенок устает, он должен иметь возможность уединиться. Если он просыпается слишком рано - он включается в тихие игры с книжками и игрушками;
- постепенность – дошкольников не следует торопить, им нужно дать возможность самостоятельно довести до конца начатое дело;
- индивидуальный подход – некоторые дети могут нуждаться в дополнительной помощи и особом внимании. Воспитатель должен постепенно включать их в общий ритм.
Первая половина дня в средней группе ДОУ
Пребывание ребенка в ДОУ можно разделить на два этапа. Первая половина дня предшествует тихому часу, после которого начинается вторая половина дня, заканчивающаяся уходом детей домой.
В средней группе в первой половине дня проходят следующие режимные моменты:
- прием детей и самостоятельные игры;
- зарядка;
- завтрак;
- образовательная деятельность;
- прогулка;
- возвращение в группу;
- обед;
- дневной сон.
В соответствии с планом режимных моментов, в средней группе день начинается приходом детей в ДОУ. Задача воспитателя – радостно встречать детей и включать их в интересные игры с одногруппниками. Некоторым детям тяжело расставаться с родителями, тогда их нужно отвлечь: разыграть с помощью игрушек сценку, показать цветущее растение, предложить за ним поухаживать.
Чтобы дети окончательно проснулись, получили заряд бодрости и активности, проводят утреннюю гимнастику. Данным режимным моментом в средней группе предусмотрено обязательное включение бега и ходьбы с разным построением, подскоков и пр. Обычно занятие проводится под музыку.
В средней группе у детей уже есть сформированные элементарные навыки самообслуживания. Они умеют мыть лицо и руки до локтя. Воспитателю необходимо следить, чтобы дети не толкались возле умывальников. Большое внимание следует уделять аккуратности.
Воспитатель стремится к созданию спокойной, доброжелательной атмосферы во время проведения режимных моментов. Воспитанников средней группы нельзя торопить, когда они собираются гулять и ложиться спать. Вместе с этим им не позволяют отвлекаться на игры и разговоры.
Детей учат следующим моментам:
- располагаться близко к личному шкафчику;
- помнить порядок надевания вещей, который может висеть на стене в раздевалке;
- самостоятельно застегивать пуговицы;
- выворачивать одежду на лицевую сторону;
- обуваться с использованием специальной ложки;
- аккуратно складывать вещи в шкафчик.
Дежурство в столовой воспитывает у детей ответственное отношение к поручениям, стремление заботиться о своих товарищах. Дежурных одевают в фартуки и поварские колпаки, создавая для них дополнительную мотивацию.
Прием пищи предполагает положительное отношение к режимным моментам. В средней группе перед приемом пищи дети играют в спокойные игры или убирают игрушки. Воспитатель учит детей культуре поведения за обеденным столом. Усвоить эти правила можно с помощью специальных сказок, стихов, разыгрывания историй про невоспитанного мишку, не умеющего есть аккуратно. Закрепляется правильное поведение похвалой и поощрением со стороны воспитателя.
Образовательная деятельность в средней группе
В режимные моменты включен ряд специальных занятий – математика, музыка, физкультура, развитие речи, рисование и пр. При этом учитывают ряд следующих моментов:
- дети пятого года жизни могут удерживать активное внимание не более 20 минут. До обеда может проводиться 2 занятия. Не более двух раз в неделю после полдника может быть проведено еще одно занятие.
- Математика и развитие речи – предметы, которые предполагают высокую нагрузку на интеллект ребенка. Их нельзя совмещать в один день.
- Математику лучше ставить в середине недели, чтобы в понедельник и пятницу не перегружать ребенка.
- Если занятия проводят за столом, то в середине обязательно нужно провести занимательную физкультминутку. Между двумя уроками учащимся разрешают побегать около 10 минут.
Чтобы занять детей на улице, туда следует вынести разный инструментарий: предметы для уборки участка – ведра, лопаты, веники и совки; игрушки – мячи, песочные наборы, кегли и скакалки; маски и шапочки животных, которые нужны, чтобы проводить подвижные игры.
Обычно дети на прогулке наблюдают за разными осадками, растениями, птицами и насекомыми. Воспитатель обращает внимание на то, что делают взрослые – дворники, строители и водители.
В начале прогулки проводят наиболее активные игры. А за полчаса до возвращения в группу проводят тихие и спокойные игры. В неделю детей знакомят с 3-4 новыми играми. Воспитатели также оставляют время на самостоятельную деятельность детей. При этом можно проводить индивидуальную работу с отдельными воспитанниками.
Тихий час предполагает, что дети посетят туалет, разденутся и аккуратно сложат одежду на стульчики, а ребенок, назначенный помощником воспитателя, проветрит спальню. Во время подготовки к тихому часу дети не должны шуметь, нельзя ругать детей.