Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Речевая подготовка детей к школе

Роль речевого развития в подготовке ребенка к обучению в школе

Определение 1

Речевая подготовка детей к обучению в школе – это целенаправленная работа по формированию устных и письменных речевых навыков, способствующая активизации мыслительных процессов и развитию познавательных процессов ребенка.

Речевая подготовка к школе позволяет упростить процесс адаптации ребенка к новым условиям его жизнедеятельности, смене ведущей деятельности с игровой на учебную.

Речь необходима ребенку в школьном обучении, поскольку она выступает ведущим средством познания и коммуникативного развития ребенка. В стенах школы происходит не только учебная деятельность. В ней реализуются многообразные внеучебные мероприятия, требующие построения коммуникативных связей. Таким образом, постижение новой социальной роли – роли учащегося, возможно только при достаточном уровне развития речи.

Роль речевого развития в процессе подготовки дошкольника к школе можно выразить следующими параметрами:

  1. Речь помогает ребенку развить навыки самоконтроля и дисциплинированности.
  2. Речь отражает уровень интеллектуального развития ребенка и его умственную готовность к обучению в школе.
  3. Речь тесно связана с развитием навыков планирования своей деятельности. План выполнения той или иной операции формируется в сознании дошкольника, как речевая модель. Деятельность строится посредством проговаривания ее этапов в сознании. Так, внутренняя речь ребенка лежит в основе планирования своих действий и поступков.
  4. Речевое проговаривание той или иной информации способствует ее осознанному восприятию и пониманию. Сознание и осознанное восприятие информации помогает в постижении новой социальной роли школьника и привыканию к учебной деятельности.
  5. Неуспеваемость ребенка в начальной школе, часто, оказывается обусловленной недоразвитостью речи.
  6. Посредством речи происходит активизация работы высших форм интеллектуальной деятельности, поскольку, речь связывает процессы мышления с деятельностью.
«Речевая подготовка детей к школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Критерии речевой готовности ребенка к школе

Чтобы понять, насколько развита речь ребенка, и готов ли он в своем речевом развитии к обучению в школе, необходимо обратить внимание на следующие критерии речевой готовности ребенка к школе:

  1. Развитость звуковой стороны речи. Проводится диагностика произношения ребенка и анализируется, насколько все звуки произносятся им четко и верно.
  2. Развитость фонематической стороны речи. Если ребенок хорошо воспринимает речь на слух, понимает и различает звуки, может воспроизвести услышанное, то его слуховое восприятие речи находится на высоком уровне развития. Важно, обратить внимание на малейшие отклонения слухового восприятия звуков речи. Над фонематической стороной речи требуется работать, поскольку, очень часто, возникают нарушения в понимании и различении слов, близких по звучанию: луг-лук, плод-плот и т.д.
  3. Развитость моторной функции речи. Она отражает правильность выполнения ребенком определенных движений при произношении звуков, слов и фраз. Здесь, важно отрабатывать артикуляционные движения, поскольку от них зависит четкость и понятность произношения. Для отработки сложных звуков используются разнообразные артикуляционные упражнения.
  4. Готовность к проведению звукобуквенного анализа и синтеза звукового состава слова.
  5. Навыки использования различных приемов построения слов и фраз. Ребенок должен уметь верно использовать слова в различной степени сравнения, образовывать однокоренные слова и прилагательные от существительных.
  6. Развитость грамматической стороны речи. Устная речь должна быть грамотно построена. Ребенок должен легко строить грамматически верные предложения и выражать свои мысли в развернутой речевой форме.
  7. Богатый лексический запас. К началу школьного обучения, ребенок должен владеть 4000-5000 слов. При этом, он должен активно использовать в своей речи разные части речи в верном падеже, числе, роде, склонении, оперировать разными частями речи, понимая их смысловое значение.
  8. Развитость связной речи. Здесь производится оценка того, может ли ребенок отразить в речи сущностные стороны того ее предметного содержания.

Речевая готовность к школе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Речевая готовность к школе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Использование игровых упражнений в развитии устной речи дошкольника

Чтобы обеспечить речевую готовность ребенка к школе, требуется развить речь, тренировать речевые навыки, которые сформированы у ребенка, и акцентировать внимание на развитие тех, которые оказываются слабо развитыми или неразвитыми вовсе.

Для развития устной речи старшего дошкольника используются следующие игровые упражнения:

  • Испорченный телефон. Это одна из любых игр дошкольников. Она ориентирована на развитие правильного слухового восприятия и воспроизведение услышанного.
  • Съедобное - несъедобное. Данная игра связана с называнием слов, обозначающих съедобные продукты и несъедобные. Дети тренируют навыки четкого произношения и понимания смысла произносимого слова.
  • Называние слов на определенную букву. Как правило, используется произношение тех звуков, которые обычно вызывают затруднения в четкости и верности произношения.
  • Развитие навыков слухового восприятия информации. Ребенку завязываются глаза и издаются звуки с разных сторон (постукивание, позвякивание), требующие определения стороны, откуда исходит звука. Можно попросить угадать, чем и по какому предмету стучал педагог и т.д.
  • Ассоциации. Дается тема, например, животные. В течении определенного временного промежутка, ребенок должен назвать максимальное количество слов, обозначающих животных.
  • Игра в города. Не обязательно играть в города, поскольку для дошкольника это будет затруднительно, в силу его незнания такого количества городов. Можно просто назвать одно слово, последняя буква которого будет первой предыдущего или выбрать определенную тему, к которой эти слова будут отнесены.
  • Называние предметов одной формы, одного цвета, размера и т.д.
  • Загадывание слов по первому слогу. Предлагается отгадать слово, произнеся только один его слог.

Рекомендации родителям. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Рекомендации родителям. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 18.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot