Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова

Принципы системы обучения Л. В. Занкова

Определение 1

Развивающее обучение – это направление в теории обучения и практике образования, содержание, методы и формы организации, ориентированные на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учеников через использование их потенциальных возможностей и закономерностей этого развития.

Леонид Владимирович Занков – советский психолог-дефектолог, создатель дидактической системы всестороннего развития личности.

Леонид Владимирович Занков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Леонид Владимирович Занков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На протяжении 20 лет (1957-1977 гг.), сотрудники лаборатории Занкова занимались исследованием воздействия различных способов обучения на процесс развития учащихся начальной школы. На основании полученных результатов они разработали систему развивающего обучения для начальной школы.

Данное обучение предполагает развитие разнообразных качеств и навыков, например, умения находить и анализировать информацию, общаться устно и письменно, доказывать и аргументировать свою точку зрения, обсуждать взгляды как схожие, так и противоположные, самостоятельно формулировать выводы.

Обучение по системе Занкова выстраивается на основании нескольких основных принципов:

  • высокий уровень сложности – учебой должны порождаться вопросы, которые ребенок может решить, прибегнув к помощи учителя. Принято считать, что чем сложнее задания, тем выше будет исследовательский интерес и шире кругозор учащихся;
  • быстрый темп – Занков считал, что повторение изученного вызывает у детей скуку, в связи с чем приоритет всегда отдают новым материалам;
  • ориентация на самообучение – в процессе учебы дети сталкиваются с проблемами, которые они должны решить своими силами. Учитель может только направлять их к получению правильного ответа;
  • развитие личностных качеств – кроме интеллектуального развития занковская система должна развивать креативное мышление и силу воли;
  • индивидуальный подход – Занков был против советской стандартизации личности. Его система развивает индивидуальные особенности и способности учащихся.
«Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Процесс обучения по системе Л. В. Занкова

Ведущий принцип – обучение от сложного к простому. Учитель не дает детям готовой информации, а ставит перед ними задачу, которую они должны решить. Данные задачи могут казаться неразрешимыми для младших школьников. Дети ищут ответ совместно через обсуждение в классе и наводящие вопросы со стороны учителя.

Дискуссии на уроках поощряются, так как дети могут спорить и отстаивать собственное мнение. За ошибку ребенок не получает никаких наказаний – в первом классе, по занковской системе, ставить оценки запрещено. Главное, чтобы ребенок сам осознал свою ошибку в процессе обсуждения.

Для формирования у ребенка целостной картины мира, в учебниках Занкова задания выстраиваются на стыке нескольких дисциплин. Например, чтобы решить задачу по математике может потребоваться использование знаний по арифметике, геометрии и логике.

Задачи из учебника Занкова. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Задачи из учебника Занкова. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Учебники занковской системы должны не просто учить ребенка решению конкретных задач, но и объяснять принципы обучения, в связи с чем каждое упражнение включает ряд дополнительных вопросов. Например, требование решить задачу другим способом или решить ее снова, если изменится одно из условий.

Учитель в системе Занкова играет важнейшую роль. Он должен иметь безусловный авторитет в класс, быть чутким и внимательным, уметь задействовать сильные стороны каждого ребенка. Также программа подразумевает огромный объем внеклассной работы – регулярные походы в театр, музей, библиотеку и пр.

Плюсы и минусы системы обучения Л. В. Занкова

В 1996 году систему Занкова признал ФГОС и с 1996 по 2014 года по ней обучались 13% младших школьников России.

За 14 лет использования дидактической системы Занкова появилось много сторонников и учителей, и родителей. Но в 2014 году систему исключили из рекомендаций ФГОС. Однако данная система обладает некоторыми преимуществами:

  • высокий уровень подготовки – детей, обучающихся по системе Занкова, отличает высокая успеваемость, легкое усвоение материала в 5-6 5лассах;
  • развитие логического мышления – система обучает рассуждению, построению гипотез и нахождению нестандартных решений;
  • развитие коммуникативных навыков – в постоянных дискуссиях дети учатся формулированию своих мыслей и принятию мыслей окружающих;
  • творческое развитие – дети выполняют массу заданий на креативное мышление, развивают творческую импровизацию.

При этом министерство образования отказалось от использования системы Занкова в связи со следующими минусами:

  • высокая нагрузка – учеба требует затрат массы усилий со стороны учащихся;
  • быстрый темп – даже при пропуске одного урока, может образоваться серьезный пробел в знаниях;
  • высокие требования к преподавателям – учеба по системе Занкова невозможна без учителя, который имеет гибкое мышление, развитую эмпатию и способность уделять внимание каждому учащемуся;
  • сложные домашние задания – задачи из учебников Занкова по математике иногда превращаются в вызов не только для ребенка, но и для всей семьи;
  • отсутствие преемственности – программа разработана только для начальной школы. Несмотря на начало разработки программы для среднего звена школы еще в 2000-х годах, данную работу не завершили.

Кто может учиться по системе Занкова

Развивающая занковская система учит детей нестандартному мышлению и самостоятельному поиску решений. Она подходит сообразительным, любознательным и амбициозным детям.

Однако данная система предполагает, что от ребенка будет максимальная отдача только при условии вовлеченности родителей в образовательный процесс. Это связано с тем, что в школе к поиску ответа на сложный вопрос ученика подталкивает педагог, а дома эту миссию исполняют родители. В связи с этим система Занкова подходит только для обучения детей из тех семей, в которых родители готовы совместно с ребенком думать над домашним заданием.

Сегодня научно-педагогический центр Занкова продолжает разрабатывать программу для средней школы, а поклонники системы отправляют в министерство образования петиции, касающиеся возвращения ей федерального статуса. Но пока занковская система остается исключенной из ФГОС, обучение по ней в государственных школах не проводят. Сегодня ее используют только частные школы и индивидуальные преподаватели на дому.

Дата последнего обновления статьи: 22.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot