Формирование среднего женского образования во второй половине XVIII века
Развитие женского образования в России происходит с XVIII столетия. Оно формировалось на основе закономерностей развития образования в России того временного периода.
Средняя женская школа развивалась в течении двух основных циклов, каждый из которых имел свои особенности:
- Конец XVII – начало XVIII века. В это время, решающее значение на развитие женской школы оказало государство и приоритетные направления его политики. Влияние государства на становление женской школы носило непререкаемый и господствующий характер.
- Вторая половина XVIII века. Происходит отделение женской школы от государственного влияние. Большая часть женских учебных учреждений получает юридическую самостоятельность и становится независимой от влияния правительства.
Становление женского образования и приобретение им самостоятельности происходит в эпоху правления Екатерины II. Она проводила реформирования всех направлений и сфер общественной деятельности, в том числе и системы образования.
Новая политика в образовательной сфере внесла коррективы в существующую ранее образовательную систему, сменив ее ориентацию на профессиональное развитие и утилитарный характер на общеобразовательное формирование гражданина общества. Учебное учреждение и его деятельность были ориентированы на формирование человека нового типа и создание третьего сословия.
Основным законодательным актом, положившим начало женскому образованию в России стала доктрина «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества, принятое 12.03. 1764 года. Именно этот документ стал ведущим законодательным актом, который повлиял на развитие образовательной системы России в дальнейшем. Он затронул не только образовательную систему, но и дал основу развития отечественной педагогики. Данная доктрина утвердила создание первых средних женских школ.
Вся последующая история отечественного образования основывалась на педагогических идеях, заложенных в доктрину 1764 года. К ним относятся:
- Огосударствление образовательной сферы;
- Приоритетные позиция воспитания в педагогической деятельности;
- Создание интернатов, в качестве ведущих образовательных заведений;
- Общеобразовательный характер школы.
«Генеральное учреждение о воспитании юношества обоих полов» стало величайшим трактом педагогической науки той эпохи. В нем устанавливались цели и задачи воспитания и обучения юношей и девушек, рассматривалось его содержание, выбор форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, особенности организации жизнедеятельности ребенка в учебных учреждениях, с учетом соблюдения технических и гигиенических норм.
Автором данной доктрины был И.И. Бецкой, который занимался реформированием образовательной системы России в период правления Екатерины II. Он был сторонником женского образования и уделял огромное внимание его развитию. По его мнению, в воспитании детей, особенно в раннем возраст, решающую роль играет именно женщина, мать. Поэтому, в обществе должны быть созданы условия уважительного отношения к ней и дано право на получение образования, чтобы передавать усвоенные знания и навыки подрастающему поколению. Кроме того, он утверждал о том, что в странах Европы, где женщины получают образование и работают, экономика развивается гораздо более высокими темпами, а жизненная атмосфера характеризуется чистотой и веселостью.
Смольный институт и принципы его деятельности
Смольный институт был создан в качестве женского учебного заведения в рамках новых образовательных реформ. Его открытие состоялось 28 июня 1764 года. Данное учебное учреждение было закрытого типа и было ориентировано на воспитание «матерей нового типа».
При смольном институте было создано отдельное образовательное учреждение для девиц не благородных сословий. Эти заведения должны были воспитать образованных, порядочных женщин, отличных материй и полезных членов общества.
Смольный институт или Воспитательное общество благородных девиц опирался в своей деятельности на принятый устав. Его основными положениями были:
- Обязательное повиновение обучающихся начальствующим;
- Опора на принципы кротости и воздержания;
- Проявление взаимной учтивости;
- Недопущение развития гордости и самолюбия;
- Формирование благонравного, чистого, добродушного поведения;
- Безмолвное почитание христианского благочестия.
Смольный институт включал 200 воспитанниц в возрасте от шести до восемнадцати лет. Воспитанницы находились в институте двенадцать лет. Обучение проходило в четыре основных этапа: от шести до девяти лет, с девяти до двенадцати лет, с двенадцати до пятнадцати лет, с пятнадцати до восемнадцати лет.
Воспитанницам преподавался русский язык, география, арифметика, история, музыка, художественное творчество, танцы, иностранные языки, манеры поведения и основы домоводства. Как правило, обучение длилось первые три этапа, а в возрасте 15-ти лет начиналось повторение пройденного материала и проводились практические занятия по домоводству, а также, девочки практиковались в передаче знаний более младшим воспитанницам.
Смольный институт базировался на следующих основных идеях:
- Приоритет гуманистических идей эпохи Просвещения.
- Воспитательный компонент образования выступает его неотрывной частью и не может быть ориентирован на создание раба власти, верноподданного той или иной системе государственного устройства.
- Образование в Смольном институте носило творческую направленность.
31 января 1765 года при Смольном институте было открыто отделение для обучение дочерей купцов, мещан и чиновников. Оно включало в себя 240 воспитанниц и велось по более простым и прагматичным программам. Девочек обучали чтению и письму, элементарной арифметике, закону Божьему, практическому домоводству и, в некоторых случаях, преподавался один иностранный язык.
Воспитанниц этого отделения готовили к будущей службе гувернантками, экономками в семьях дворян, а также иным мастерским работам.