Понятие и сущность временных представлений
Развитие временных представлений – это одна из сторон математического развития детей дошкольного возраста.
В процессе ознакомления с окружающим миром, дети сталкиваются с таким понятием как «время». Особенностями восприятия времени детьми дошкольного возраста являются опосредованность и смешение пространственно-временных понятий, а также недостаточное владение детьми речевыми категориями обозначения времени. Дошкольникам достаточно сложно понять, что время находится в постоянном движении, оно движется от прошлого к будущему в одном направлении, его невозможно остановить, задержать или вернуть, а также его невозможно «показать». В связи с чем, даже старшие дошкольники сомневаются в его существовании.
Как показывает практика, восприятие и понимание времени, является одной из наиболее сложных категорий для детей дошкольного возраста. Именно поэтому дошкольная педагогика находится в постоянном поиске и разработке методов и средств формирования и развития временных представлений.
Значимость формирования у детей дошкольного возраста временных представлений состоит в том, что они крайне необходимы в последующем формировании «научных» и «житейских» понятий.
Основные задачи формирования временных представлений у детей дошкольного возраста:
- Формирование первичной практической ориентировки во времени.
- Ознакомление с отдельными временными эталонами (неделя, год, сутки и т.д.).
- Формирование начальных понятий и представлений о некоторых свойствах времени (текучесть, одномерность, периодичность, необратимость и т.д.).
Для формирования и развития временных представлений у детей дошкольного возраста используются разнообразные методы. Наиболее эффективными из них являются моделирование, игры и упражнения.
Использование моделирования как средства развития временных представлений у дошкольников
Модель – это реальный или мысленный образ определенного объекта или явления, который отражает систему его внутренних связей, определяющих режим его функционирования.
Непосредственно в развитии временных представлений у детей дошкольного возраста используются плоские и объемные модели.
Использование плоскостных моделей способствует развитию у детей воображения, обобщения, пространственного мышления, памяти, уточнению и расширению временных знаний и т.д.
Время не имеет наглядных форм, однако с помощью плоскостных моделей воспитатель может создать опорную наглядность. Например, часы, временные отрезки суток (утро, день, вечер, ночь), времени года и т.д. Использование плоскостных моделей должно соответствовать возрастным возможностям детей:
- Младшая группа – дети способны понять и усвоить только линейные модели. Используя плоскостные модели, воспитатель выкладывает их слева направо друг от друга, тем самым дети усваивают порядок чередования времени суток, времени года и т. д., например, утро – день – вечер – ночь.
- Средняя и старшая группа – воспитатель вводит круговые и квадратные модели, которые делятся на несколько равных частей. Например, круг, поделенный на четыре части, каждая из которых обозначает определенное время года. Для лучшего восприятия и запоминания каждая часть определенного цвета и содержит тематические картинки. Например, лето – часть содержит в основном зеленый окрас, на ней изображены цветуще деревья, цветы и т.д., кроме того на картинке может быть изображен ребенок в соответствующей одежде. И так оформлена каждая из четырех частей.
Объемные модели – это модели, которые показывают детям непосредственно временные явления.
Использование объемных моделей начинается со старшей группы. Переход от плоскостного моделирования к объемному, осуществляют поэтапно.
Объемные модели уже не просто знакомят детей с временами года и сутками, но и позволяют проследить за движением солнца, изменениями погоды и т.д.
В основе объемной модели заложена спираль, каждый виток которой наглядно показывает движения и изменения предметов во времени.
Использование объемной модели имеет ряд преимуществ в развитии временных представлений у детей дошкольного возраста:
- соединяет в себе преимущества как плоскостного, так и объемного моделирования, позволяя показать детям смену циклов;
- способно показать динамичность «течения» времени и его смену;
- позволяет понять и увидеть суть времени и временных изменений.
Игры и упражнения по развитию представлений детей о временных отношений
Использование игр при формировании и развитии временных представлений у детей дошкольного возраста, обосновано, так как игра для дошкольника является ведущим видом деятельности. Игра для ребенка – это особый мир, наполненный положительными эмоциями, возможностью примерить на себе различные социальные роли и т.д.
В развитии временных представлений у детей дошкольного возраста используются следующие виды игр.
Цель: углубление и расширение временных представлений у детей, активизация умственной деятельности, развитие абстрактного мышления.
Примеры таких игр: «Части суток», «Времена года» т.д.
Подвижные игры.
Цель: расширение временных представлений, формирование навыков использования их на практике и в повседневной жизни.
Примеры таких игр: игра с мячом «Вчера, сегодня, завтра», игра «Что вы делали?» и т. д.
Упражнения – это многократное повторение определенных умений, с целью формирования навыка и закрепления знаний.
В развитии временных представлений у детей дошкольного возраста, могут быть использованы следующие упражнения.
Упражнение «Когда это бывает?»
Цель – уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.
Материал: тематический набор картинок (части суток).
Упражнение «Домик дней»
Цель - закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).
Материал: домик с тремя окошками, разноцветные полоски, подборка стихотворений.