Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста

Понятие и сущность временных представлений

Определение 1

Развитие временных представлений – это одна из сторон математического развития детей дошкольного возраста.

В процессе ознакомления с окружающим миром, дети сталкиваются с таким понятием как «время». Особенностями восприятия времени детьми дошкольного возраста являются опосредованность и смешение пространственно-временных понятий, а также недостаточное владение детьми речевыми категориями обозначения времени. Дошкольникам достаточно сложно понять, что время находится в постоянном движении, оно движется от прошлого к будущему в одном направлении, его невозможно остановить, задержать или вернуть, а также его невозможно «показать». В связи с чем, даже старшие дошкольники сомневаются в его существовании.

Как показывает практика, восприятие и понимание времени, является одной из наиболее сложных категорий для детей дошкольного возраста. Именно поэтому дошкольная педагогика находится в постоянном поиске и разработке методов и средств формирования и развития временных представлений.

Замечание 1

Значимость формирования у детей дошкольного возраста временных представлений состоит в том, что они крайне необходимы в последующем формировании «научных» и «житейских» понятий.

Основные задачи формирования временных представлений у детей дошкольного возраста:

  1. Формирование первичной практической ориентировки во времени.
  2. Ознакомление с отдельными временными эталонами (неделя, год, сутки и т.д.).
  3. Формирование начальных понятий и представлений о некоторых свойствах времени (текучесть, одномерность, периодичность, необратимость и т.д.).

Для формирования и развития временных представлений у детей дошкольного возраста используются разнообразные методы. Наиболее эффективными из них являются моделирование, игры и упражнения.

«Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Использование моделирования как средства развития временных представлений у дошкольников

Определение 2

Модель – это реальный или мысленный образ определенного объекта или явления, который отражает систему его внутренних связей, определяющих режим его функционирования.

Непосредственно в развитии временных представлений у детей дошкольного возраста используются плоские и объемные модели.

Использование плоскостных моделей способствует развитию у детей воображения, обобщения, пространственного мышления, памяти, уточнению и расширению временных знаний и т.д.

Время не имеет наглядных форм, однако с помощью плоскостных моделей воспитатель может создать опорную наглядность. Например, часы, временные отрезки суток (утро, день, вечер, ночь), времени года и т.д. Использование плоскостных моделей должно соответствовать возрастным возможностям детей:

  • Младшая группа – дети способны понять и усвоить только линейные модели. Используя плоскостные модели, воспитатель выкладывает их слева направо друг от друга, тем самым дети усваивают порядок чередования времени суток, времени года и т. д., например, утро – день – вечер – ночь.
  • Средняя и старшая группа – воспитатель вводит круговые и квадратные модели, которые делятся на несколько равных частей. Например, круг, поделенный на четыре части, каждая из которых обозначает определенное время года. Для лучшего восприятия и запоминания каждая часть определенного цвета и содержит тематические картинки. Например, лето – часть содержит в основном зеленый окрас, на ней изображены цветуще деревья, цветы и т.д., кроме того на картинке может быть изображен ребенок в соответствующей одежде. И так оформлена каждая из четырех частей.

Объемные модели – это модели, которые показывают детям непосредственно временные явления.

Замечание 2

Использование объемных моделей начинается со старшей группы. Переход от плоскостного моделирования к объемному, осуществляют поэтапно.

Объемные модели уже не просто знакомят детей с временами года и сутками, но и позволяют проследить за движением солнца, изменениями погоды и т.д.

В основе объемной модели заложена спираль, каждый виток которой наглядно показывает движения и изменения предметов во времени.

Использование объемной модели имеет ряд преимуществ в развитии временных представлений у детей дошкольного возраста:

  • соединяет в себе преимущества как плоскостного, так и объемного моделирования, позволяя показать детям смену циклов;
  • способно показать динамичность «течения» времени и его смену;
  • позволяет понять и увидеть суть времени и временных изменений.

Игры и упражнения по развитию представлений детей о временных отношений

Использование игр при формировании и развитии временных представлений у детей дошкольного возраста, обосновано, так как игра для дошкольника является ведущим видом деятельности. Игра для ребенка – это особый мир, наполненный положительными эмоциями, возможностью примерить на себе различные социальные роли и т.д.

В развитии временных представлений у детей дошкольного возраста используются следующие виды игр.

Дидактические игры.

Цель: углубление и расширение временных представлений у детей, активизация умственной деятельности, развитие абстрактного мышления.

Примеры таких игр: «Части суток», «Времена года» т.д.

Подвижные игры.

Цель: расширение временных представлений, формирование навыков использования их на практике и в повседневной жизни.

Примеры таких игр: игра с мячом «Вчера, сегодня, завтра», игра «Что вы делали?» и т. д.

Замечание 3

Упражнения – это многократное повторение определенных умений, с целью формирования навыка и закрепления знаний.

В развитии временных представлений у детей дошкольного возраста, могут быть использованы следующие упражнения.

Упражнение «Когда это бывает?»

Цель – уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.

Материал: тематический набор картинок (части суток).

Упражнение «Домик дней»

Цель - закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).

Материал: домик с тремя окошками, разноцветные полоски, подборка стихотворений.

Дата последнего обновления статьи: 25.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot