Воображение — это способность человека к спонтанному созданию или преднамеренному построению образов, представлений, идей объектов, которые в пережитом опыте воображающего в целостном виде ранее не воспринимались или же вообще не могут быть восприняты посредством органов чувств.
Необходимость развития воображения у музыкантов-исполнителей в рамках учебно-воспитательного процесса в детской школе искусств
В настоящее время ученые-исследователи все чаще приходят к выводу, что музыкальное воспитание оказывает всестороннее воздействие на развитие ребенка, а именно на формирование у него эмоциональной сферы, развитие воображения и мышления. Кроме того, музыкальное воспитание благоприятно воздействует на эстетическое и нравственное развитие ребенка, он становится чутким к окружающей красоте, как природного, так и рукотворного происхождения.
Приобщение к музыкальному искусству может осуществляться в различных направлениях: пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах. Непосредственно в певческом направлении, у музыкантов-исполнителей, особое место занимает развитие воображения, посредством ярких музыкальных впечатлений, получаемых от прослушивания и исполнения музыкальных произведений.
Одной из основных задач музыкального руководителя в детской школе искусств является научить ребенка любить и понимать музыку. Это осуществляется посредством систематического прослушивания музыкальных произведений, а также их самостоятельного исполнения. Такого плана занятия оказывают положительное влияние не только на развитие любви к музыке, но и на формирование творческого воображения.
Основной целью учебно-воспитательной работы с музыкантами-исполнителями в детской школе искусств является развитие творческого воображения, посредством восприятия музыкальных произведений.
Достижение данной цели осуществляется через решение следующих задач:
- Развитие воображение у музыкантов-исполнителей посредством музыкальных произведений.
- Расширение представлений о музыке, накопление необходимого опыта по восприятию музыкальных произведений, воспитание должного уровня музыкальной культуры.
- Формирование и поддержание интереса к занятиям музыкой.
- Формирование эмоциональной отзывчивости к музыке и воспитание эстетических чувств.
- Развитие музыкальных способностей, необходимых музыканту-исполнителю.
- Формирование умения выражать словесно собственные музыкальные впечатления при прослушивании музыкальных произведений, а также от своей творческой деятельности.
- Воспитание личностных качеств, необходимых для музыканта-исполнителя.
Для эффективного решения данных задач, педагогами детских музыкальных школ используются технологии, направленные на организацию эффективного восприятия музыки и развитие творческого воображения у музыкантов-исполнителей, в условиях детской музыкальной школы.
Таким образом, воображение является одним из важнейших качеств музыканта-исполнителя и требует целенаправленного и систематического развития в рамках воспитательно-образовательного процесса в детской музыкальной школе.
Технология развития воображения у музыкантов-исполнителей, используемая в учебно-воспитательном процессе детской школы искусств
Технология по развитию воображения у музыкантов-исполнителей в рамках воспитательно-образовательного процесса детской школы искусств, включает в себя несколько последовательных этапов.
Первый этап. Создание необходимых условий для ознакомления с музыкальными произведениями.
В настоящее время музыкальные школы оснащены достаточно современной аппаратурой, позволяющей услышать и почувствовать богатство музыкальных произведений, а выступление музыканта-исполнителя сделать по настоящее завораживающим.
С целью развития воображения, на данном этапе педагог подбирает соответствующий возрасту учащихся (музыкантов-исполнителей) музыкальный репертуар, который должен включать в себя музыку разных эпох и направлений.
Каждое прослушивание музыкального произведения или выступление музыканта-исполнителя должно сопровождаться последующим обсуждением между всеми учащимися класса, в форме дружеской беседы.
Второй этап. Накопление музыкантом-исполнителем необходимого музыкально-слухового опыта, посредством использования разнообразных форм работы с детьми.
На данном этапе, с целью развития воображения используются не только специальные формы занятий по обучению музыке, но и занятия, которые проводятся в нетрадиционной форме. Особое значение имеют именно нетрадиционные формы (концерты, выступления, утренники и т.д.), так как они позволяют музыкантам-исполнителям не только представить собственные умения, но и обогатить свой опыт посредством прослушивания других исполнителей. Все это способствует не только обогащению музыкально-слухового опыта, но и развитию творческого воображения у музыкантов-исполнителей.
Третий этап. Обучение музыкантов-исполнителей приемам по отражению собственного восприятия музыкального произведения, посредством разнообразных видов творческой деятельности.
На этом этапе музыканты-исполнители учатся отображать свои чувства от прослушивания или исполнения музыкального произведения через различные виды творческой деятельности. Так, педагог учит детей выражать свои чувства и мысли не только посредством пения, но и через танец, рисунок, творческую поделку и т.д. Такой комплексный подход к отображению своего восприятия оказывает положительное воздействие на развитие у музыкантов-исполнителей творческой активности и воображения.
Таким образом, восприятие и исполнение музыкальных произведений способствует развитию творческого воображения у музыкантов-исполнителей в том случае, когда педагогами детской школы искусств выстроена систематическая и планомерная воспитательно-образовательная работа.