Задержка психического развития(ЗПР) – это нарушения в развитии психических процессов – их отставание, замедленный темп, недоразвитие, обусловленное незрелостью психомоторных функций организма.
ЗПР обуславливает необходимость обучения ребенка по коррекционной программе, включающей коррекцию отклонений в развитии и создание условий для полноценного развития ребенка.
ЗПР вызвано нарушением психомоторной сферы, а, потому, требует активной работы по развитию моторных функций организма. Для этого применяются разнообразные игры. Использование игровой деятельности обусловлено особенностями развития детей дошкольного возраста и местом игры, занимаемом в этот возрастной период.
Подбор игр по развитию мелкой моторики у дошкольников с ЗПР
В коррекционной работе важное значение имеет выбор оптимальных методов и средств, позволяющих решить проблемы коррекционного обучения.
При использовании игр в обучении дошкольников с ЗПР, следует обратить внимание на степень развития их отклонений, особенности функционирования психических процессов – памяти, мышления, восприятия, отдельного ребенка, а также учесть причины, вызвавшие ЗПР и обратить внимание на наличие вторичных отклонений в развитии.
Моторные функции развиваются в ходе игровой деятельности детей. При выборе оптимальных игр должны быть соблюдены следующие правила:
- Выбор пальчиковых игр, отвечающих возможностям ребенка. Первоначально демонстрируются действия пальцами, и ребенок их повторяет. От того, насколько хорошо он это делает, правильности его действий, зависит актуальность использования данной игры и принимается решение в пользу ее применения или замены на другую. Игра может быть усложнена или упрощена.
- Сопровождение пальчиковой игры стихами или потешками. Можно подготовить их заранее, а можно придумывать рифму на ходу. Все зависит от компетенции педагога.
- Выбор таких игр, которые активизируют работу каждого пальца ребенка.
- Развитие движений ребенка как всеми пальцами одновременно, так и изолировано отдельным пальцем/пальцами.
- Игры должны чередовать нагрузку, налагаемую на пальцы рук ребенка. Расслабление должно идти в след за растяжением и сжатием. Нагрузку необходимо снимать.
- Требуется чередование симметричных и несимметричных движений рук. Первоначально выбираются игры с симметричными движениями, которые затем дополняются несимметричными, т.е. правая рука делает одно движение, а левая другое.
- Частота использования пальчиковых игр, но с кратким временным развитием игрового действия.
Разновидности игр по развитию мелкой моторики рук у детей с ЗПР
В развитии мелкой моторики старших дошкольников с ЗПР применяются следующие игры:
- Пальчиковый театр. Это дидактическая игра, активно воздействующая на моторику рук ребенка, а также способствующая общему развитию его организма и психических процессов: активизация воображения, развитие сенсорных представлений, пространственной ориентации и пространственного восприятия, активизации внимания и развитию речевых функций.
- Игры-шнуровки. Такие игры направлены именно на активную работу моторики пальцев рук. Дети выполняют со шнурками разнообразные операции, требующие совершения разнородных и разнонаправленных движений пальцами и кистями рук. Это развивает пространственную ориентацию дошкольника, активизирует работу речевого аппарата, формирует сенсомоторную координацию и общую координацию движений. Такие игры актуально использовать не только для развития мелкой моторики, но и для развития психических функций организма дошкольника с ЗПР.
- Игры-перебирания. Детям предлагается перебирать предметы разной величины и формы. это могут быть пуговицы, бусины, крупа, картонные объекты разных геометрических форм, игрушки разных размеров. Детям дается коробка, в которую отбираются определенные объекты. Например, все пуговицы, все круги, весь рис и т.д. Это активизирует моторные функции и развивает координацию движений ребенка.
- Игры–преодоление препятствий. Такие игры ориентированы на совершение ребенком разных движений пальцами, с целью преодоления разнородных препятствий. К примеру, объекты располагаются на столе в разном порядке. Предлагается пуговица или маленькая игрушка-машинка, управляя которой пальцами, необходимо проехать весь стол, не задев остальные объекты. Таких игр можно придумать огромное количество. Главное их систематическое использование в коррекционной работе.
- Игры-рисование в воздухе. Они связаны с совершением ребенком движений кистью, пальцами в воздухе для прорисовывания различных объектов. Главное, использовать рисование разных объектов – разные формы и размеры, разные детали.
- Игры-нанизывания. Они направлены на формирование навыков нанизывания разных объектов на нитку, шнурок. Для работы могут быть использованы пуговицы, бусины разных размеров и иные объекты, у которых имеются двусторонние отверстия. Детям предлагается просовывание нитки в отверстие пуговицы или бусины. Главное использование объектов с отверстиями разных размеров.
Стоит отметить, что пальчиковые игры требуют словесного сопровождения. Демонстрируя детям работу, педагогу необходимо прокомментировать ее, а затем, давать инструкции по дальнейшим действиям, комментировать выполнение детьми движений кистями и пальцами.
Методические основы проведения пальчиковых игр
В основе организации пальчиковых игр лежат следующие методические положения:
- Предварительная подготовка ребенка к пальчиковой игре. Детям показываются движения пальцами, объясняется их смысл, отрабатываются жесты;
- Разогрев ладоней перед игрой. Хорошо выполнить упражнения кистями рук, растереть их, чтобы повысить циркуляцию крови и активизировать работу моторных функций;
- Медленное выполнение движений и их многократное повторение;
- Участие педагога в игре. Педагогу необходимо совершать все движения вместе с ребенком;
- Включение в игру работы всех пальцев рук;
- Отработка правильной постановки кисти рук и правильности совершения движений;
- Спокойное игровое действие, исключающее перенапряжение дошкольников;
- Переход от простого к сложному. Сначала используются игры, требующие совершения простых движений, которые затем усложняются;
- Постановка в игре одной приоритетной задачи и, только после ее полноценного освоения, доведения до автоматизма, добавление новых задач. Это означает, что ребенок должен совершать сначала только одно действие, затем совершать два и более действий, а потом, можно добавить и их проговаривание и т.д.