Специфика развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте
Творческое воображение – это свойство психики человека, которое базируется на его материальных и духовных потребностях и находится обособленно от иных психических функций организма, занимая положение между мышлением, восприятием и памятью.
Творческое воображение относится к необычным видам деятельности человеческого организма. Оно связано с опытом человека, его переживаниями. Они служат материалом, из которого формируется воображение человека, посредством эмоций, которые этот материал обрабатывают и способствуют преобразованию объектов окружающего мира, изменению их восприятия.
Развитие творческого воображение обусловлено спецификой возрастных этапов развития организма и психических процессов, индивидуальными свойствами организма ребенка, уровнем интеллектуального развития и наличием отклонений от нормального развития.
Процесс воспитания ориентирован на раскрытие творческого потенциала ребенка и развитие его творческих начал. В этой связи, педагоги ориентируются в своей работе на расширение опыта ребенка, углубление его знаний и навыков в различных сферах деятельности, обогащение его переживаний. Все эти компоненты выступают предпосылками для развития творческого воображения ребенка.
Детское воображение имеет свои особенности на разных возрастных этапах развития ребенка и отличается от воображения взрослого человека. К особенностям формирования творческого воображения старшего дошкольника относятся следующие:
- Закладка основ образовательной деятельности. Это помогает развитию процессов мышления и памяти, а воображение является одним из видов деятельности памяти;
- Новизна открытий. В старшем дошкольном возрасте, дети испытывают потребность в познании и открытии чего-то нового. Это придает их деятельности эмоциональный окрас, способствует развитию творческих начал в различных видах деятельности;
- Разработка чего-то нового имеет для ребенка важное, иногда даже, первостепенное значение. Ребенок заинтересован в создании нового продукта и, потому, стремится довести начатое дело до конца т.е. активизирует воображение, чтобы придумать нечто новое и удивительное;
- Представляемые образы, всплывающие в сознании старшего дошкольника, носят активный характер. Они имеют конкретное насыщенное содержание и особенности проявления;
- Развитие потребности в самореализации. В старшем дошкольном возрасте происходит перестройка психических функций организма. Деятельность ребенка становится ориентированной на созидание;
- Старший дошкольный возраст – это период становления самооценки. Поэтому ребенок ищет новые способы соответствия, поставленным себе оценкам и собственным ожиданиям;
- Активная фаза развития любознательности ребенка.
Методы развития творческого воображения старшего дошкольника посредством изобразительной деятельности
Формирование основ творческого воображения ребенка начинается с развития у детей потребности к художественной деятельности, любви к искусству. В этой связи, активно применяется изобразительная деятельность, содержащая огромный воспитательный потенциал.
В дошкольных образовательных заведениях проводятся занятия художественного творчества. Они носят комплексный характер т.е. дети приобщаются к разным видам искусства и направлениям творческой деятельности. Это помогает в диагностировании творческого потенциала каждого воспитанника, способствует раскрытию индивидуальности ребенка.
К основным направлениям изобразительного творчества старших дошкольников относятся:
- Рисование. Оно помогает ребенку в познании окружающей действительности и переносе познанного на лист бумаге, в том виде, какое закреплено в его сознании и, какой образ реального объекта сложился в представлении ребенка. Рисование отражает степень развитости образного мышления дошкольника, а также уровень его интеллектуального развития и уровень познания окружающей действительности.
- Лепка. Она помогает в развитии у ребенка пространственных представлений. Объекты окружающего мира дети представляют в объемном, трехмерном виде. В ходе лепки отдельных фигур животных, растений, людей и неодушевленных предметов, ребенок отражает их форму, особенности строения, какие-то специфические свойства. В лепке применяется большое количество различных материалов, которые помогают в достижении выразительности объектов. Именно развитие способности передачи выразительности объектов и является приоритетным назначением лепки.
- Аппликация. Эта разновидность изобразительной деятельности помогает в развитии не только творческого воображения, но и активизирует работу мелкой моторики, развивает терпимость и усидчивость, помогает в подготовке ребенка к обучению письму. Аппликация предполагает вырезку из бумаги разнообразных фигур и их приклеивание на другую поверхность: бумагу, картон, ткань и т.д. аппликации можно делать из бумаги разного цвета и фактуры. Также, можно использовать и другие материалы: пластилин, ткань. Использование различных материалов и техник аппликации помогает в активизации представлений и их образов в своей памяти. Дети расширяют свое воображение и укрепляют пространственные представления. Кроме того, аппликация способствует развитию художественного вкуса.
- Проведение занимательных занятий. Такие занятие необходимы для развития мотивации ребенка к творческой деятельности. необходимо стремиться к тому, чтобы каждое учебное занятие в ДОУ содержало занимательный компонент.
- Художественное слово. Этот метод не так часто и активно применяется на занятиях по изобразительному искусству, но в нем заложен огромный потенциал по развитию воображения ребенка. Выразительное чтение художественной литературы создает творческое настроение в коллективе и активизирует работу воображения. Поэтому, чтение можно включить в начальный этап занятия по изобразительному искусству. Дети могут изображать при помощи рисования, лепки или аппликации те объекты, о которых шла речь в произведении. Таким образом, творческое воображение будет максимально активизировано.