Творческий потенциал - это личностные качества человека, дающие ему возможности создавать что-то новое, необычное, мыслить нестандартно и применять оригинальные идеи в решении обыденных стандартных задач.
Творческий потенциал тесно связан с творческими способностями. Развитие творческих способностей ребенка, и активизация его творческого потенциала реализуются с дошкольного возраста. В этот период художественная и эстетическая сторона личности находится в фазе активного развития. Потому, она легко поддается воздействию и может быть активно развита при грамотном руководстве.
Поддержка образовательных возможностей дошкольников, находящихся на лечении
Творческое развитие дошкольника очень значимо и важно для его полноценного развития. Потому, при возникновении у ребенка проблем со здоровьем первостепенной задачей становится сохранение у ребенка образовательных возможностей и организация его творческого развития в процессе его лечения.
В настоящее время, большинство детей, находящихся на длительном лечении не получают никакой образовательной поддержки. Конечно, многие родители стараются восполнить эти пробелы и заниматься с ребенком самостоятельно, но реальной педагогической помощи дети не получают.
Если ребенок находится на лечении, то занятия скрашивают его досуг и помогают в устранении негативных мыслей. Такое обучение имеет не только положительный педагогический эффект, но и оказывает положительное терапевтическое воздействие на организм ребенка, способствуя его скорейшему выздоровлению.
Стоит отметить, что поддержка образовательных возможностей дошкольников особенно важна в направлении их творческого развития. Эту сторону личности необходимо постоянно стимулировать, чтобы она активно развивалась. Иначе, длительные паузы приведут не только к стагнации развития творческих способностей ребенка, но и к их возврату на предыдущий этап развития. Это, в свою очередь, потребует больших временных затрат на развитие творческой сферы личности ребенка после его выздоровления. Потому, необходимо продолжать активное развитие творческого потенциала дошкольника в периоды его лечения. Особенно, если они занимают продолжительные временные промежутки.
Образовательная поддержка ребенка дошкольного возраста и поддержание его творческого развития необходимо по следующим причинам:
- Развитие у дошкольников чувства неопределенности и непредсказуемости развития событий в результате длительности заболевания и лечения.
- Формирование у детей неуверенности в себе, своих силах и способностях.
- Развитие рисков нарушений развития в познавательной, творческой и иных сферах личности ребенка, вызванные пребыванием в условиях медицинского стационарного или домашнего лечения.
- Нарушение межличностного взаимодействия ребенка, вызванное отчуждением от коллектива сверстников и привычной социальной среды на длительный временной период.
Все это обуславливает необходимость создания образовательной поддержки дошкольников и активного развития их творческой сферы при их длительном лечении.
Основы организации творческого обучения дошкольников, находящихся на лечении
Организация творческого развития детей дошкольного возраста в условиях прохождения ими лечения имеет свои особенности.
Педагогическая деятельность в условиях лечения опирается на следующие принципы:
- Постановка ребенка в позицию пациента. Этот принцип означает, что педагогическая деятельность, проведение разнообразных образовательных и творческих мероприятий согласуется с медицинскими специалистами и психологами. Она не должна навредить реабилитации ребенка и привести к усугублению его состояния.
- Проведение предварительной аналитической работы с ребенком. Необходимо выявить состояние его когнитивной сферы, процессов личностного развития, возникшее в период болезни. Это помогает определить точки опоры образовательной деятельности и творческого развития ребенка.
- Гибкость организации занятий. Они должны встраиваться в лечебный процесс и исключать переутомляемость ребенка.
- Выбор приоритетных направлений творческого развития ребенка. Определяются те направления деятельности, которые наиболее доступны для ребенка и, которые стимулируют его творческую активность т.е. вызывают желание развиваться дальше.
- Организация взаимодействия с родителями. Они должны понимать важность поддержки обучения и творческого развития их ребенка и принимать активное участие в этом процессе. Так, совместно с родителями разрабатывается индивидуальный маршрут актуализации творческих сил ребенка и реализации творческих направлений его деятельности.
Данные принципы реализуются с использованием методов арт-терапии, а также регулярных театральных занятий – театральных постановок, в период лечения ребенка.
Методы арт-терапии – это техники, ориентированные на раскрытие творческого потенциала отдельной личности, ее индивидуальных творческих сил и способностей.
Арт-терапия является методом психологической и психиатрической коррекции личностного развития. Использование этих методов в творческом развитии ребенка дошкольного возраста особенно актуально в условиях его пребывания на длительном лечении. Они позволяют преодолеть стрессовые расстройства разного рода и направить энергию ребенка и его творческий потенциал в фазу активного развития.
Методы арт-терапии предполагают лечение ребенка средствами художественного творчества, изобразительного искусства. Их применение в педагогике ориентировано на коррекцию и развитие творческих аспектов личности подрастающего поколения. Потому, их применение особенно актуально в условиях пребывания ребенка на лечении.
Следует отметить, что в условиях болезни не всегда возможно включить ребенка в социальную среду. Даже, если создать в лечебном учреждении обучающую среду, то не всегда возможно объединить в ней всех детей. Тем более, что выбор методов и средств носит индивидуальный характер. В этом помогают информационные технологии. Они позволяют включить изолированного дошкольника в процесс обучения и взаимодействия с другими детьми и сохранить их связи и отношения со сверстниками, что является не малозначимым условием творческого развития подрастающего поколения.