Понятие творческого мышления и необходимость его развития
Творческое мышление – это мышление, направленное на генерирование новых идей, нестандартных подходов к решению какой-то задачи.
Творческое мышление позволяет видеть необычное в обыденном, находить интересное в том, что кажется совершенно не привлекательным.
Рисунок 1. Творческое мышление. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Данный вид мышления активно развивается именно в дошкольном возрасте. Это обусловлено тем, что ребенок способен замечать в окружающем мире то, что не замечают взрослые, в силу своего полноценно развитого мышления и интеллекта. В мышлении дошкольника заложен компонент воображения. Это позволяет ему наделять объекты окружающего мира интересными свойствами, которые не присуще им и носят фантастический характер. Таким образом, ребенок мыслит не как взрослый, а креативно, предлагает множество нестандартных вариантов развития событий и решения обыденных задач.
Творческое мышление дошкольника развивается в ходе его фантазирования. Оно реализуется разными способами. Все зависит от возрастных особенностей развития психических процессов.
В младшем школьном возрасте имеет место активное наглядное-действенное мышление. Это обуславливает развитие творчества ребенка в ходе разных видов деятельности, которые он выполняет.
В старшем дошкольном возрасте происходит совершенствование мыслительных процессов: формируются навыки анализа и синтеза, сравнение, группировки объектов. Тогда, творческое мышление формируется на основе опоры на причинно-следственные связи объектов и процессов окружающего мира.
Необходимость развития творческого мышления в дошкольном возрасте определяется следующими аспектами:
- Расширение границ восприятия окружающего мира, посредством творческого мышления;
- Формирование способности видения необычного в обыденных процессах и объектах;
- Расширение кругозора;
- Развитие образного мышления и памяти, посредством креативной мысли;
- Формирование навыков самостоятельности, проявляющейся в поиске вариантов использования своих возможностей, применения нестандартных идей в практической продуктивной деятельности;
- Творческое мышление способствует раскрытию творческого потенциала ребенка, развитию творческого подхода в решению повседневных задач;
- Активизация работы воображения и фантазии, необходимых для общего полноценного развития личности ребенка;
- Стимулирование социального становления и развития личности дошкольника.
Все эти факторы свидетельствуют о значимости формирования творческого мышления для всестороннего гармоничного развития личности дошкольника. Однако, развитие данного мышления является достаточно трудоемким процессом. Оно требует мотивации к активизации детской фантазии, развития гибкости мышления и оригинального взгляда на окружающую действительность.
Возможности изобразительной деятельности в формировании творческого мышления дошкольников
Изобразительная деятельность имеет большой воспитательный потенциал. В рисунках ребенок учится воплощать свое видение окружающего мира, отражая свои эмоции и впечатления от его объектов и процессов.
Изобразительное искусство является ведущим видом деятельности дошкольника, в котором, в максимальной степени, реализуется его фантазия и проявляется творческая активность.
В ходе изобразительной деятельности активно развиваются сенсорные способности ребенка. На занятиях изобразительного искусства, дети рисуют все, что видят в окружающем мире, все, что произвело на них какое-то впечатление, оставило след в их памяти и развитии, заставило пережить какие-то чувства и эмоции. Это активизирует творческую направленность мысли.
Возможности изобразительной деятельности в развитии творческого мышления дошкольников можно отразить следующими параметрами:
- Развитие способности целенаправленного аналитико-синтетического восприятия нарисованных объектов;
- Развитие навыков обобщения. Это реализуется при изображении объектов и процессов окружающего мира, когда с помощью кисти, карандаша, красок передаются их признаки и свойства, особенности;
- Развитие навыков изображения объектов такими, какие они представляются ребенку, посредством освоения специальных техник рисования и реализации своих творческих способностей;
- Развитие навыков выполнения различных движений, контролируемых зрительным аппаратом. Это активизирует работу мыслительных операций;
- Развитие навыков восприятия окружающей действительности и перенос своего видения на бумагу;
- Развитие навыков сенсорной оценки, изображаемого объекта или процесса;
- Развитие навыков создания рисунка, путем активизации своих творческих способностей на основе использования собственных представлений – имеющегося сенсорного опыта, и их перенос на бумагу, посредством активизации фантазии и воображения.
Виды изобразительной деятельности дошкольников, используемой для развития творческого мышления
Творческое мышление развивается в ходе следующих направлений творческой деятельности:
- Изобразительная деятельность по представлению. Она базируется на создании детьми рисунков, выполненных по своим представлениям и впечатлениям и их переносе на бумагу, посредством воображения. Важно, предоставить дошкольникам самостоятельность в выражении своего видения окружающего мира. Дети переносят на бумагу свои эмоции и впечатления, посредством выразительных средств, с которыми они знакомятся на занятии. Рисуется то, что произвело на ребенка определенное впечатление. Ребенок формирует новый образ объекта, основанное на его восприятии.
- Изобразительная деятельность по памяти. Данная деятельность ориентирована на развитие самостоятельности и творчества дошкольника. Ребенок учится рисовать то, что он видел когда-то, сохранил в своей памяти. Тот образ, который закрепился в памяти, переносится на бумагу. Такая деятельность в максимальной степени активизирует воображение.
- Изобразительная деятельность с натуры. Она связана с рисованием конкретных объектов, которые ребенок видит в настоящий момент. Изображение объекта показывает его способности сиюминутного восприятия.
- Изобразительная деятельность предметного характера. Она связана с передачей на бумаге каких-то свойств предметов: формы, цвета, особенных деталей, пространственного расположения. Это активизирует способности создания выразительных образов, путем применения разных изобразительных приемов.