Самостоятельность дошкольников
Самостоятельность – это обобщенное личностное свойство, которое проявляется инициативностью, критичностью, адекватной самооценкой и чувством личной ответственности за свою деятельность и свое поведение.
Развитие самостоятельности – одна из первоочередных задач воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период дети в своих действиях и поступках проявляют желание быть самостоятельными. Актуальность проблемы развития самостоятельности у дошкольников связывают с перекосами в воспитании детей. Промедления в развитии самостоятельности вызывают появление детских капризов, упрямства, вредной привычки постоянно надеяться на помощь окружающих взрослых.
Вместе с этим развитие самостоятельности помогает формировать эмоционально-положительный настрой внутри коллектива, уравновешивать поведение ребенка и его активность во взаимоотношениях со сверстниками. Своевременный процесс развития самостоятельности у дошкольников – необходимая предпосылка для проявления у них активной взаимопомощи, заботы об окружающих, бережного отношения к вещам.
Чтобы решить эту задачу, каждым педагогом подбираются наиболее оптимальные методы и приемы работы.
Развитие самостоятельности у дошкольников посредством изобразительной деятельности
Самостоятельная деятельность – это работа, которую ребенок совершает собственными силами, без посторонней помощи или влияния.
Инициатива выступает первичным признаком самостоятельности, которая проявляется независимостью от посторонних воздействий самого источника конкретного действия.
Самостоятельная деятельность дошкольников характеризуется:
- умением действовать в соответствии с собственной инициативой, как в знакомых для него условиях, так и в новых;
- постановка перед собой цели и планирование результата;
- способность выполнять ряд необходимых для достижения цели действий без помощи взрослых;
- наличие самоконтроля и самооценки.
В ФГОС указано, что один из основных принципов дошкольного обучения - поддержка детей в разнообразных видах деятельности.
Изобразительная деятельность – один из самых любимых детьми типов деятельности, в ходе реализации которой могут успешно формироваться качества, обусловливающие самостоятельность. Но чтобы у ребенка развивалась самостоятельность и творческое начало в процессе реализации изобразительной деятельности, у него должен быть сформирован определенный спектр технических навыков и умений.
Анализируя работы детей, которые выполняются ими в свободное время, можно заметить, что они, как правило, носят репродуктивный характер, то есть в своих работах дети пользуются только теми навыками и умениями, которые были приобретены ими на занятиях, и не проявляют при этом ни творчества, ни фантазии. Работы по определенной тематике и способам изображения похожи с темами занятий.
Учитывая все сказанное, учитель должен ставить перед собой цель развивать инициативу и самостоятельность у детей в изобразительной деятельности.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- развить творчество и фантазию, наблюдательность, воображение, любознательность и ассоциативное мышление;
- совершенствовать навыки работы с разнообразными изобразительными материалами;
- развить у детей умение самостоятельно ставить цели творчества, отбирать для этого необходимый материал и инструменты, определять последовательность, способы и приемы выполнения работы, адекватно оценивать получаемые результаты, при необходимости корректировать готовый рисунок.
Занятия изобразительной деятельностью вызывают в детях интерес, они привлекательны для дошкольников занимательным содержанием, направленностью на результат.
Самостоятельная изобразительная деятельность возникает по инициативе детей, дабы удовлетворить их индивидуальные потребности. Желание достигать результат самостоятельно, подталкивает детей к преодолению трудностей, проявлению настойчивости, сообразительности.
Развитию инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности способствует созданная в группе развивающая пространственно-предметная среда, в которой у каждого ребенка есть возможность заниматься любимым делом.
В центре творчества следует собрать разнообразные средства художественной деятельности и материалы, как традиционные, так и нетрадиционные: краски с блестками, мел, карандаши, палитры, зубочистки, печатки, ватные палочки, разнообразные виды бумаги, трафареты, поролон, вату, губки и прочие средства для рисования и разнообразных видов художественной деятельности.
Это дает возможность ребенку делать самостоятельный выбор заинтересовавшего его материала и сотворить такие яркие работы, которые могут быть использованы в интерьере детского сада или детской комнаты, или квартиры, в которой живет семья ребенка.
Педагогам стоит придерживаться принципов новизны и динамичности, то есть стремиться к регулярному пополнению содержания центра творчества новыми художественными материалами и наглядными пособиями, такими как:
- книги с работами известных художников-иллюстраторов;
- раскраски;
- фотографии;
- игры-мастерилки.
Это все нужно, чтобы дети не скучали. Также с этой целью следует регулярно менять материалы.
Чтобы сформировать у дошкольников интерес к изобразительной деятельности, необходимо расширять представления детей, касательно различных техник и приемов в творчестве, познакомить их с использованием нетрадиционных материалов в процессе изготовления работ.
Например, дети могут рисовать, используя не только кисть, но и пальцы, губки, палочки, бумажные салфетки и пр. Для изготовления аппликаций могут использоваться не только разные виды бумаги, но и пуговицы, бусинки, природные материалы, поролон и пр. Лепить можно не только из пластилина, но и из глины или соленого теста.
Все это способствует развитию творческих способностей, ума, речи, воспитывает эстетический вкус.
Использование нетрадиционных методик привлекает детей, так как открывает огромный простор для выражения собственных фантазий, желаний и целостного самовыражения.