Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности

Определение 1

Познавательный интерес – это совершение индивидом выбора в пользу конкретных объектов и явлений окружающего мира, подлежащих познанию и изучению.

Познавательный интерес отражает постоянное стремление индивида к познанию. Стремление к познанию является залогом успешного обучения, поскольку учащийся стремится к полноценному освоению образовательной программы, познанию разных объектов процессов и явлений.

Познавательный интерес является избирательной направленностью личности на конкретную познавательную, научную область. Он требует своего развития и активизации для успешной реализации образовательной деятельности.

Внеурочная деятельность как способ активизации познавательного интереса учащихся

Определение 2

Внеурочная деятельность – это деятельность субъектов образования, осуществляемая вне учебных занятий и ориентированная на мотивацию учащихся к познанию и развитию, расширению числа видов их деятельности.

Внеурочная деятельность выходит за рамки образовательной программы. Она помогает заполнить свободное время учащихся полезной деятельностью, с учетом индивидуальных склонностей, интересов и потребностей каждого учащегося.

Внеурочная деятельность ориентирована на:

  • Углубление знаний учащихся в конкретной области;
  • Формирование мотивации к изучению конкретной дисциплины;
  • Развитие интереса к исследовательской работе;
  • Разностороннее развитие личности;
  • Приобщение к коллективной работе;
  • Формирование основ творческого мышления;
  • Развитие интереса к научной деятельности;
  • Расширение кругозора учащихся;
  • Развитие навыков социального взаимодействия.

Внеклассная работа выступает основным средством активизации познавательного интереса учащихся начальной школы. Это обусловлено тем, что на учебных занятиях не хватает времени для использования методов и средств познавательной мотивации, а также акцентирования внимания на отстающих учащихся. Им уделяется время во внеурочной работе. Кроме того, на учебных занятиях уделяется внимание освоению основной образовательной программы, интересы же и потребности учащихся не учитываются. Их развитие возможно в рамках внеурочной деятельности.

«Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Развивать познавательный интерес особенно актуально на этапе начального обучения в школе. Это закладывает фундамент дальнейшего развития учащегося, его стремления к познанию и развитию.

Формирование познавательной заинтересованности является трудоемким процессом, для которого необходима внеурочная деятельность. Она требует такой организации различных занятий, которая мотивирует к познанию и закладывает основы познавательной активности учащегося младшего школьного возраста.

Принципы организации внеурочной деятельности, ориентированной на формирование познавательного интереса учащихся

Организация внеурочной деятельности учащихся начальной школы, направленной на формирование познавательной заинтересованности реализуется в опоре на следующие принципы работы:

Принцип гуманизации и гуманитаризации. Он связан с культурным развитием учащихся, с формированием у них навыков ориентации в общечеловеческих ценностях и культурных нормах поведения и взаимодействия в обществе. Принцип свободы выбора. Он основан на самостоятельном выборе учащимися содержания внеурочной деятельности и форм ее реализации. Принцип дифференциации работы. Он означает учет интересов, склонностей, потребностей учащихся, предоставления возможности выбора конкретного направления деятельности и участия в ней в силу своих потенциальных возможностей, а также работы на разных уровнях познания, исходя их своих интересов и способностей. Принцип самореализации. Деятельность должна быть ориентирована на раскрытие потенциала учащегося, проявление его творческих способностей и самоутверждение. Принцип единства обучения, воспитания и развития. Он означает, что в ходе внеурочной деятельности должны решаться воспитательные, образовательные и развивающие задачи.

Механизм реализации внеурочной деятельности, ориентированной на формирование познавательного интереса учащихся

Разработка внеурочной работы, мероприятий и программ деятельности учащихся основывается на диагностировании познавательного интереса учащихся, их потребностей и познавательных возможностей.

Внеурочная деятельность строится на основании проектирования программ работы. Они ориентированы на решение познавательных задач разного рода и реализацию образовательных задач, предусмотренных ФГОС.

Основными методами реализации программ внеурочной деятельности выступают:

  1. Игровые методы. Их применение актуально на этапе начального школьного обучения. Игровая деятельность помогает привлечь всех учащихся к учебно-познавательному процессу, а соответственно мотивировать к познанию каждого младшего школьника.
  2. Проектные методы. Они применяются в той форме, которая отвечает познавательным и исследовательским возможностям учащихся начальной школы.
  3. Методы проблемного обучения. Они учат младших школьников основам самостоятельного поиска информации, самостоятельного познания.
  4. Проведение экскурсий. Экскурсии позволяют познакомить учащихся с разными видами и формами деятельности, дать наглядное представление развития каких-то событий, функционирования объектов и т.д.
  5. Исследовательская работа. Она учит детей анализу различных событий, процессов и явлений, представлению итогов своей деятельности и навыкам проведения разнородных экспериментов. Исследования, как правило, проводятся, также, в игровой форме. Это может быть игровая парная или групповая работа. Именно исследование является той технологией работы, которая ориентируется на раскрытие познавательного интереса учащихся.

Любая внеурочная деятельность, ориентированная на формирование познавательного интереса учащихся носит поэтапный и последовательный характер. Учащиеся знакомятся с основами предстоящей работы, изучают алгоритм деятельности, выполняют операции согласно алгоритму и с соблюдением правил, подводят итоги и представляют их, аргументируя свои выводы.

Дата последнего обновления статьи: 07.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot