Особенности функционирования памяти в дошкольном возрасте
Память – это высшая психическая функция организма, позволяющая человеку усваивать, запоминать и воспроизводить информацию, а также накапливать ее и хранить в своих резервах длительное время, применяя по необходимости.
Рисунок 1. Виды памяти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Память позволяет человеку запоминать какую-либо информацию, сохранять ее и передавать. Это обеспечивает обмен социальным опытом между поколениями.
Память необходима человеку. Без нее просто невозможна нормальная жизнедеятельность. Благодаря памяти происходит закрепление знаний и их практическое использование в повседневной жизнедеятельности. Проще говоря, если не запомнить, как одевается майка, то не сможешь ее одеть. Таких примеров можно привести множество. Все они говорят о том, что без памяти невозможно использовать личный и общественный опыт деятельности, выполнять какие-то трудовые операции. Память пронизывает все сферы и направления деятельности индивида.
На каждом этапе развития человеческого организма имеются особенности развития и функционирования памяти. В дошкольном возрасте функционирование памяти имеет следующие особенности:
- Этап интенсивного развития памяти. В это время, память наиболее активно развивается, становясь ведущей психической функцией организма. Все события, происходящие в данный возрастной период, активно сохраняются в памяти.
- Возможность сформировать навыки запоминания информации. Именно в период активного развития памяти необходимо направить усилия на развитие данных способностей, которые облегчат дальнейшее обучение ребенка, делая его восприимчивым к любой информации.
- Ведущий вид памяти – образная память. У ребенка преобладает ассоциативное мышление и все что он запоминает, связывается у него с конкретными образами: объектов, явлений, ситуаций.
- Основным содержанием памяти дошкольника являются представления. При этом, они не всегда являются систематизированными и четкими. Часто, преобладают отрывочные представления и второстепенные объекты, не несущие какого-то смыслового значения.
- Бессистемное запоминание и воспроизведение информации. Ребенок способен быстро усвоить что-то и повторить, но тут же может это забыть.
- Избирательный характер памяти. Ребенок запоминает только то, что ему хочется, что его заинтересовало, на что он обратил внимание, вызвало какие-то эмоции, чувства, интерес.
- Чувственное восприятие информации. Лучше запоминается то, что произвело положительное чувственное воздействие на ребенка: вызвало улыбку, смех, понравился запах, вкус, приятное на ощупь.
- Непроизвольное запоминание многократно повторяющейся информации. То, что происходит ежедневно запоминается лучше всего, повторение сказки несколько раз позволит ребенку ее повторить.
Развитие произвольной памяти дошкольника
Произвольная память – это память, ориентированная на усвоение конкретной информации на основе постановки цели – запомнить, а затем воспроизвести.
Данную память необходимо развивать в дошкольном возрасте, поскольку она необходима для обучения в школе и поможет подготовиться к этому этапу жизнедеятельности.
Методика развития произвольной памяти реализуется на основании поэтапной работы:
- Постановка цели. Необходимо обозначить цель работы – запоминание какой-то информации. Важно, обозначить необходимость запоминания. Например, объяснить практическое использование данной информации, рассказать о пользе которую оно принесет, выгодах для ребенка.
- Зачитывание задания. Здесь, важно сосредоточить внимание ребенка на задании. Он должен его внимательно прослушать и понять его смысл.
- Работа по запоминанию. Здесь используются методики активного запоминания. Для этого, можно использовать запоминание большого количества слов за ограниченный промежуток времени или запоминание расположения каких-то объектов (можно использовать цветные карточки, разложив их в определенном порядке, затем собрать и дать ребенку разложить их также).
Методика развития наглядно-образного запоминания
Наглядно-образное восприятие и запоминание информации преобладает в дошкольном возрасте. Дети лучше усваивают материал, если они видели его. Это актуализирует использование наглядных иллюстраций в работе по развитию памяти.
Для развития наглядно-образного запоминания используются следующие методы работы:
- Картинно-графические схемы для заучивания стихотворения. Дошкольнику не всегда легко усвоить стихотворение на слух. Поэтому, хорошо использовать карточки с изображениями героев стихотворения, его объектов. Дети смотрят на картинки и связываю услышанное с увиденным. Это способствует осмысленному восприятию информации, лучшему запоминанию стихотворения.
- Повторение изученного материала с показом картинок. Ранее изученный материал можно дополнить иллюстрациями. Это активизирует работу памяти, закрепит в ней материал более прочно и расширит объем запоминаемого.
- Использование картинок, книжек-ширм для заучивания длинных стихотворений. Они позволяют сохранить интерес к стихотворению и облегчить его запоминание, поскольку ребенок видит на картинке то, о чем говорится в стихотворении.
Правила запоминания
Развитие памяти дошкольника не является простым и быстрым процессом. Оно требует длительного обучения и терпения взрослого.
Память является индивидуальной характеристикой и может функционировать и развиться у разных детей неодинаково: у кого-то память оказывается отлично развитой в 3-4 года, а кто-то в 5-6 лет с трудом запоминает маленькие стихотворения.
Облегчить запоминание можно путем соблюдения ряда правил:
- Совместное чтение книг с родителями. Сказки можно обсуждать и пересказывать. Это активизирует работу памяти и повышает ее функциональность.
- Постепенное заучивание одного стихотворения. Если не удается выучить стихотворение за один присест, то можно попробовать учить по нескольку строк каждый день. Постепенно работа памяти активизируется и ребенок сможет быстрее запомнить стихотворение.
- Создание ярких иллюстраций, презентаций к информации, подлежащей заучиванию.
- Правильный режим дня. Необходимо высыпаться и бывать на свежем воздухе для работы памяти.
- Выделение внимания развивающим играм с ребенком. Важно, проводить с ребенком больше времени за чтением книг, рисованием, лепкой и иными развивающими занятиями, которые активизируют моторные функции организма и память.