Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие памяти у дошкольников

Особенности функционирования памяти в дошкольном возрасте

Определение 1

Память – это высшая психическая функция организма, позволяющая человеку усваивать, запоминать и воспроизводить информацию, а также накапливать ее и хранить в своих резервах длительное время, применяя по необходимости.

Виды памяти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Виды памяти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Память позволяет человеку запоминать какую-либо информацию, сохранять ее и передавать. Это обеспечивает обмен социальным опытом между поколениями.

Память необходима человеку. Без нее просто невозможна нормальная жизнедеятельность. Благодаря памяти происходит закрепление знаний и их практическое использование в повседневной жизнедеятельности. Проще говоря, если не запомнить, как одевается майка, то не сможешь ее одеть. Таких примеров можно привести множество. Все они говорят о том, что без памяти невозможно использовать личный и общественный опыт деятельности, выполнять какие-то трудовые операции. Память пронизывает все сферы и направления деятельности индивида.

На каждом этапе развития человеческого организма имеются особенности развития и функционирования памяти. В дошкольном возрасте функционирование памяти имеет следующие особенности:

  1. Этап интенсивного развития памяти. В это время, память наиболее активно развивается, становясь ведущей психической функцией организма. Все события, происходящие в данный возрастной период, активно сохраняются в памяти.
  2. Возможность сформировать навыки запоминания информации. Именно в период активного развития памяти необходимо направить усилия на развитие данных способностей, которые облегчат дальнейшее обучение ребенка, делая его восприимчивым к любой информации.
  3. Ведущий вид памяти – образная память. У ребенка преобладает ассоциативное мышление и все что он запоминает, связывается у него с конкретными образами: объектов, явлений, ситуаций.
  4. Основным содержанием памяти дошкольника являются представления. При этом, они не всегда являются систематизированными и четкими. Часто, преобладают отрывочные представления и второстепенные объекты, не несущие какого-то смыслового значения.
  5. Бессистемное запоминание и воспроизведение информации. Ребенок способен быстро усвоить что-то и повторить, но тут же может это забыть.
  6. Избирательный характер памяти. Ребенок запоминает только то, что ему хочется, что его заинтересовало, на что он обратил внимание, вызвало какие-то эмоции, чувства, интерес.
  7. Чувственное восприятие информации. Лучше запоминается то, что произвело положительное чувственное воздействие на ребенка: вызвало улыбку, смех, понравился запах, вкус, приятное на ощупь.
  8. Непроизвольное запоминание многократно повторяющейся информации. То, что происходит ежедневно запоминается лучше всего, повторение сказки несколько раз позволит ребенку ее повторить.
«Развитие памяти у дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Развитие произвольной памяти дошкольника

Определение 2

Произвольная память – это память, ориентированная на усвоение конкретной информации на основе постановки цели – запомнить, а затем воспроизвести.

Данную память необходимо развивать в дошкольном возрасте, поскольку она необходима для обучения в школе и поможет подготовиться к этому этапу жизнедеятельности.

Методика развития произвольной памяти реализуется на основании поэтапной работы:

  1. Постановка цели. Необходимо обозначить цель работы – запоминание какой-то информации. Важно, обозначить необходимость запоминания. Например, объяснить практическое использование данной информации, рассказать о пользе которую оно принесет, выгодах для ребенка.
  2. Зачитывание задания. Здесь, важно сосредоточить внимание ребенка на задании. Он должен его внимательно прослушать и понять его смысл.
  3. Работа по запоминанию. Здесь используются методики активного запоминания. Для этого, можно использовать запоминание большого количества слов за ограниченный промежуток времени или запоминание расположения каких-то объектов (можно использовать цветные карточки, разложив их в определенном порядке, затем собрать и дать ребенку разложить их также).

Методика развития наглядно-образного запоминания

Наглядно-образное восприятие и запоминание информации преобладает в дошкольном возрасте. Дети лучше усваивают материал, если они видели его. Это актуализирует использование наглядных иллюстраций в работе по развитию памяти.

Для развития наглядно-образного запоминания используются следующие методы работы:

  • Картинно-графические схемы для заучивания стихотворения. Дошкольнику не всегда легко усвоить стихотворение на слух. Поэтому, хорошо использовать карточки с изображениями героев стихотворения, его объектов. Дети смотрят на картинки и связываю услышанное с увиденным. Это способствует осмысленному восприятию информации, лучшему запоминанию стихотворения.
  • Повторение изученного материала с показом картинок. Ранее изученный материал можно дополнить иллюстрациями. Это активизирует работу памяти, закрепит в ней материал более прочно и расширит объем запоминаемого.
  • Использование картинок, книжек-ширм для заучивания длинных стихотворений. Они позволяют сохранить интерес к стихотворению и облегчить его запоминание, поскольку ребенок видит на картинке то, о чем говорится в стихотворении.

Правила запоминания

Развитие памяти дошкольника не является простым и быстрым процессом. Оно требует длительного обучения и терпения взрослого.

Память является индивидуальной характеристикой и может функционировать и развиться у разных детей неодинаково: у кого-то память оказывается отлично развитой в 3-4 года, а кто-то в 5-6 лет с трудом запоминает маленькие стихотворения.

Облегчить запоминание можно путем соблюдения ряда правил:

  1. Совместное чтение книг с родителями. Сказки можно обсуждать и пересказывать. Это активизирует работу памяти и повышает ее функциональность.
  2. Постепенное заучивание одного стихотворения. Если не удается выучить стихотворение за один присест, то можно попробовать учить по нескольку строк каждый день. Постепенно работа памяти активизируется и ребенок сможет быстрее запомнить стихотворение.
  3. Создание ярких иллюстраций, презентаций к информации, подлежащей заучиванию.
  4. Правильный режим дня. Необходимо высыпаться и бывать на свежем воздухе для работы памяти.
  5. Выделение внимания развивающим играм с ребенком. Важно, проводить с ребенком больше времени за чтением книг, рисованием, лепкой и иными развивающими занятиями, которые активизируют моторные функции организма и память.
Дата последнего обновления статьи: 11.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot