Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие организаторских умений старшекласников в условиях ученического самоуправления

Развитие ученического самоуправления в образовательных заведениях

Определение 1

Ученическое самоуправление – это составная часть педагогического процесса, выражающаяся в виде самостоятельной организаторской деятельности учащихся, их активном участии в учебном процессе, базирующаяся на самостоятельном принятии организаторских решений в социально значимых целях.

Приобщение детей к школьному самоуправлению является новым требованием к организации педагогического процесса, утвержденным федеральными стандартами. Дети, особенно старшеклассники, активно приобщаются к общественному труду – участие в субботниках, праздничных мероприятиях города или поселения, их организации и т.д., а также к самоуправлению в учебном заведении.

Участие в самоуправленческой деятельности способствует личностному развитию учащихся. Так, у старшеклассников развивается стремление к саморазвитию и совершенствованию своих умений в различных направлениях деятельности. Кроме того, ученическое самоуправление помогает развить организаторские способности учащихся, раскрыть их творческий потенциал, реализовать природные задатки управленческой коммуникации, развивает социальную мобильность.

Самоуправление способствует развитию компетенций навыков самостоятельного обучения, развивает самостоятельность учащихся, продвигает их вперед и накладывает ответственность за свои действия и поступки. Учащиеся учатся не просто организовывать какую-то деятельность, а брать на себя ответственность за ее продуктивность, принесение обществу полезного эффекта.

Задачи ученического самоуправления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Задачи ученического самоуправления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Развитие организаторских умений старшекласников в условиях ученического самоуправления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Организуется ученическое самоуправление на основе федерального законодательства и стандартов, а также устава учебного заведения, на базе которого формируется отдельный устав ученического самоуправления.

ФГОС определяют основные направления самостоятельной организаторской деятельности учащихся:

  1. Социальная деятельность;
  2. Приобщение к школьным традициям;
  3. Принятие участия в детских и юношеских объединениях;
  4. Вхождение в разнообразные организации, как школьные, так и внешкольные: спортивные секции, библиотечные клубы, творческие коллективы, объединения по интересам;
  5. Ученическое самоуправление. Оно включает составление планов и прогнозов по проведению рабочего процесса обучения, различных дел и мероприятий, последующую оценку деятельности и подведение итогов реализации планов;
  6. Участие в военно-патриотической деятельности;
  7. Участие в различных праздничных мероприятиях.

Развитие ученического самоуправления возможно только в случае наличия выбора у учащихся. Они должны самостоятельно избрать пути разрешения имеющейся проблемы. Принятие решение составляет основу эффективности процесса самоуправления. Оно развивает мотив группового действия.

Чтобы самоуправление развивалось быстрыми темпами, требуется наличие ярко окрашенной области интересов и стремлений учащихся. Они должны четко знать, что они хотят и иметь представление, каким образом это реализовать, либо, искать пути реализации.

Ученическое самоуправление развивается под воздействием воспитания нравственных и духовных свойств личности. Учащиеся должны иметь собственные ценностные ориентиры, иметь представление об общечеловеческих ценностях, культурных нормах, быть нравственно обогащенными и культурно развитыми.

Структурная организация ученического самоуправления

Процесс самоуправления в учебном учреждении состоит из нескольких взаимосвязанных блоков, отражающих сущность и особенности данного процесса. К этим блокам относятся следующие:

  1. Блок целеполагания. Он включает в себя целевое назначения организации школьного самоуправления. Ведущей целью этого процесса является создание благоприятного микроклимата в учебном учреждении, позволяющего учащимся самореализоваться, активизировать свои способности, принимая участие в организации деятельности коллектива и развивать творческий потенциал учащихся;
  2. Позиционный блок. Он состоит из схематического строения всех составных частей процесса организации самоуправления, с указанием функциональной роли каждого и прослеживанием связей между ними;
  3. Организационный блок. В нем происходит определение уровней, которые занимает каждый участник процесса самоуправления, отражающих возможности каждого уровня, определяемые условиями социального пространства, в котором реализуется процесс самоуправления учащихся;
  4. Нормативный блок. Он содержит нормативную базу, на которую опирается организация процесса ученического самоуправления;
  5. Содержательный блок. В нем отражаются все виды деятельности по развитию организаторских умений у учащихся, описывается функциональная роль каждого действия;
  6. Технологический блок. Отражает формы и методы деятельности учащихся, реализуемой в системе ученического самоуправления.

<a href=Модель ученического самоуправления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 2. Модель ученического самоуправления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Принципы организации самоуправления старшеклассников

Процесс самоуправления в учебном учреждении будет приносить должный положительный эффект, если его организации будет базироваться на следующих принципах:

  • Принцип свободного выбора учебным учреждением модели ученического самоуправления, исходя из специфики заведения, наличии у него традиций или желания управленческого аппарата внедрить новшества в учебный процесс.
  • Принцип ориентации на коллективные и личностные интересы и потребности каждого участника процесса самоуправления.
  • Принцип деятельности. Самоуправление включает в себя выполнение различных действий учащимися, приводящих к положительному социальному эффекту.
  • Принцип взаимодействия. Учебное учреждение, при организации ученического самоуправления, должно взаимодействовать с органами местной власти и действовать в едином направлении.

Значение ученического самоуправления

Ученическое самоуправление строится на основе разнообразных моделей его организации. Любая модель разрабатывается с расчетом на то, что на ее основе подростки будут развиваться, как социальные личности, проявляя инициативность и активность, способствуя творческому изменению окружающего социального пространства.

Реализация ученического самоуправления помогает развить у учащихся самостоятельность и навыки организаторской деятельности. Кроме того, оно способствует развитию нравственных принципов и формирует социальный опыт:

  1. Значимость человеческой жизни, понятие достоинства, прав и свобод личности, ее права на индивидуальность;
  2. Понятие семьи и семейных ценностей. Здесь отражается значимость близкого человека, проявление любви и заботы между родными;
  3. Взаимопонимание между людьми, построение дружеских отношений;
  4. Любовь и уважение к учебному учреждению. Школа рассматривается в качестве второго дома, со своими традициями, историей, особенным устройством и полезным для общества и отдельного человека назначением.
Дата последнего обновления статьи: 11.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot