Общие и специальные музыкальные способности
Способными называют детей, имеющих склонности к какому- либо виду деятельности. Часто понятие одаренности отождествляют с талантом. Иногда способности считают врожденными, полученными от природы. Но проведенные позже исследования подтверждают, что врожденными могут быть только задатки, а способности – результат развития тех или иных задатков. В связи с этим, чтобы достичь каких-либо результатов, необходимо прибегать к системному развитию компонентом музыкальной одаренности.
Моторность, слух и ритм – всего лишь свойства. Способности же представляют собой возможность культивирования этих свойств на основании труда, их развитие. Такая точка зрения была высказана Б.Л. Яворским еще в 20-х годах прошлого века по проблеме музыкально-инструментальных способностей.
В музыкально-педагогической практике основными музыкальными способностями обычно считают:
- музыкальный слух;
- чувство ритма;
- музыкальную память.
Многими исследователями принято различать звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, внутренний, относительный, абсолютный, полифонический и архитектонический музыкальныйслух. Такое разнообразие видов музыкального слуха можно объяснить его природой.
Особое внимание психологи и музыканты уделяют способности, которая называется абсолютный слух.
Абсолютный слух – это способность точно определять высоту звуков без соотнесения их с другими прослушиваемыми звуками, имеющими известную высоту.
Абсолютный слух обуславливается наличием определенных врожденных, пока неизвестных особенностей строения слуховых центров в головном мозге человека. Все попытки выработки абсолютного слуха у детей и взрослых, продемонстрировали, что когда заканчивается такая тренировка, эта способности сразу угасают. Между тем, врожденные виды абсолютного слуха, если проявились однажды, остаются с человеком на протяжении всей его жизни.
Основным признаком музыкальности выступает переживание музыки в качестве выражения некоторого содержания. Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален.
Педагогические приемы формирования музыкальных способностей у детей
В. К. Тарасова в своей работе «Онтогенез музыкальных способностей предлагает несколько методов, помогающих формировать музыкальные способности у детей. Педагогическое воздействие базируется на прослушивании музыки, пении, движениях под музыку, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактических играх, играх-драматизациях. В них вкладывают традиционное содержание, а также разделы, направленные на формирование ладового чувства, постановки певческого голоса, обучение нотной грамоте, формирование детского музыкального творчества. Все занятия проводят в увлекательной форме и вызывают у детей живую эмоциональную реакцию.
Развитие мелодического слуха происходит преимущественно в пении и игре по слуху на музыкальных инструментах. Чтобы дети эмоционально и выразительно пели, нужно пользоваться традиционными приемами: проводить предварительные беседы о содержании песни, характере ее исполнения, объяснять новые непонятные слова. Специальное внимание уделяют чистоте интонирования и певческому дыханию.
Обычно в практике детских музыкальных школ используют такие приемы, как обязательное пропевание изученных на занятии гамм, арпеджио с особым вниманием к чистоте интонирования. А также детям предлагают подобрать на слух любимые мелодии.
Формирование чувства ритма – преимущественно происходит при движении под музыку, когда идет развитие эмоциональной отзывчивости на музыку и музыкальное мышление. Например, для участие в концерте, посвященному 100-летию марша «Прощание Славянки» дети должны достичь определенного темпа исполнения, поэтому на уроке они маршируют, что сначала вызывает у них смех и недоумение, но в конечном итоге помогает достичь нужного результата.
Ансамблевое музицирование – прием, помогающий формировать музыкальные способности детей дошкольного возраста. Его особенность – чувство ответственности за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что помогает создать единство композиции и целостный музыкально-художественные образ исполняемого произведения.
Основными ансамблевыми навыками является чувство партнера, умение слышать солиста и помогать ему воплощать исполнительские намерения, навыки самоконтроля и самооценки своих и коллективных игровых действий.
Коллективные выступления предоставляют возможность играть на сцене детям, имеющим разные музыкальные данные, делая их увереннее в собственных силах.
Не стоит делать выводы о музыкальных способностях детей на основании первого впечатления. Дети могут сразу не продемонстрировать весь свой потенциал возможностей. Вступительные испытания, которые проходят дети для поступления в музыкальную школу, могут обрисовать только приблизительные способности детей. Здесь играют роль и недостаточный уровень подготовленности, и волнение, и скромность или стеснительность детей. Каждому ребенку необходимо предоставить возможность учиться, чтобы понять полную куртину его возможностей и способностей. Здесь уже ответственность ложится на учителей и родителей, а также упорную и терпеливую работу.
Выявить имеющиеся у детей способности можно только тогда, когда их развитие уже может быть диагностировано, когда заметен достигнутый ребенком уровень.
Знания и умения ребенка дают возможность определять перспективу дальнейшего стимулирования его способностей, направлять его дарование в соответствующее русло.