Системный подход – это одно из направлений научного познания, опирающееся на изучение всех объектов в качестве системы, т.е. совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, функционирование которых взаимообусловлено.
Методология системного подхода – это метод исследования, опирающийся на принципы системности.
Методология системного подхода имеет достаточно длинную историю развития. Своего пика она достигла в 70-е года XX столетия. Тогда происходит заполнение данным подходом всех областей педагогического научного знания и исследования. Применение системного подхода становится распространенным и становится основной формой поиска новых педагогических знаний, основой разработки педагогических теорий.
Философский взгляд на методологию системного подхода
Системный подход начинает свое активное становление и развитие в отечественной педагогической мысли в 50-е годы XX века. В этот период во всех областях научного знания происходит изменение взглядов и ориентиров. Прежде всего, теории абсолютности, конкретности фактов и процессов теряют свои позиции. Они становятся неактуальными и утрачивают свои позиции.
Развитие методологии системного подхода происходит в виде разработки нового направления исследовательской деятельности, ориентированной на целостное рассмотрение объектов и процессов т.е. с учетом всех компонентов, входящих в структуру объектов.
В педагогической науке середины XX столетия происходит изменение методологических основ, меняется стиль научного взгляда, который опирается на системные принципы исследования, что приводит к формированию новых наук и теорий.
Что касается философский основ системного подхода и зарождения его методологии в педагогической науке, то он связан с рассмотрением объекта в качестве организационной структуры, состоящей из частей, объединяющихся в целое. Философы рассматривают соотношение части и целого и вводят понимание целостности.
Основу развития методологии системного подхода составили философские труды М.С. Кагана. В своих трудах он придает понятию «система» онтологический смысл, который становится фундаментом развития системного исследования и методологии его реализации.
Философский взгляд на системный подход в исследовательском процессе становится фундаментом новой познавательной направленности исследовательской деятельности. Ее характеристиками были:
- Гносеологическая направленность системы. Система рассматривается, как целое;
- Упорядоченность рассматриваемых процессов и объектов;
- Организованность объектов;
- Динамика развития составных компонентов в их взаимосвязи;
- Статическая структура и непрерывность связей.
Все эти параметры выступают основой исследования, а немного позднее ряд ученых выдвигают их в качестве магического средства построения коммунизма.
Выделяют два основных направления в соотношении философии и системного подхода в педагогике:
- И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин, А.Д. Урсул и ряд других исследователей выдвигали теорию о том, что философия и системный подход являются разными уровнями методологического исследования и анализа.
- В.Г. Афанасьев, М.С. Каган, В.Н. Сагатовский, А.И. Уемов говорят о том, что системный подход выступает составным компонентом диалектики и без него она теряет свою актуальность.
Оба направления стали основой развития методологии системного подхода в отечественной педагоги, став защитой от политических гонений и критики и основой распространения системного подхода в разных научных отраслях, в том числе, укрепление позиций данным подходом в педагогике.
Направления развития методологии системного подхода в отечественной педагогике
Конкретизация системного подхода в исследовательском процессе, укрепление его позиций, расширение представлений о его функциональной роли происходили в тесной связи с разработкой ведущих идей системного подхода. Все эти теории развивались по следующим направлениям:
- Связь философии и системного подхода, рассмотрение философских аспектов системного подхода. Здесь производилась комплексная разработка идей системного подхода, начиная с его философских аспектов и, доходя до методики конкретного исследования и основ его реализации. Данное направление отражает особенность системного подхода в исследовательском процессе и его ведущие позиции в качестве методологии педагогики.
- Разработка основ методологии. Это направление включает общенаучный уровень исследовательской деятельности т.е. разработку методики исследования, его механизма и способов проведения. Происходит построение конкретной программы реализации педагогического исследования и ее логического обоснования.
- Разработка концептуальных основ исследования. Формируются специальные системные концепции. Они охватывают методологический и праксеологический уровень реализации педагогического исследования. Здесь выстраивается специальная программа исследования, выступающая, с одной стороны системой общего вида, конкретного класса, а с другой – системой, наделенной исключительными свойствами т.е. уникальной системой. В данном направлении определяется специфика методов системного исследования и разрабатываются подходы реализации исследования педагогической наукой, а также определяется специфика проектирования систем в реальных педагогических условиях.
Разработка требований к описанию педагогических систем
Разработанная отечественными философами и учеными-педагогами методология системного подхода предполагает соблюдение ряда правил, которым должно соответствовать описание педагогических систем, процессов и объектов. Основными требованиями к описанию педагогических систем являются:
- Указание конкретного объекта, который будет рассматриваться в качестве системы.
- Предшествовать исследованию конкретного педагогического процесса должно исследование материальных основ его существования.
- Опора на конкретный признак объекта или процесса, который будет основой упорядоченности структуры системы, ее организации и связей компонентов.
- Исключение включения компонентов системы друг в друга.