Специфика развития речевых функций и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи
Моторные функции детей с общим недоразвитием речи характеризуются такими особенностями, которые приводят к развитию у детей проблем с координацией. Движения становятся неловкими, в некоторых случаях, могут быть замедленными, а в некоторых, напротив, импульсивными.
Нарушения координации приводят с трудностям в повседневной жизни ребенка. Дети испытывают затруднения при самостоятельном питании, поскольку не могут использовать посуду правильно, оказываются не способными к снятию одежды и ее одеванию. Особенно трудным оказывается взаимодействие с пуговицами и шнурками.
Моторная деятельность, а точнее ее нарушения, оказывают непосредственное воздействие на все стороны двигательной активности ребенка, а также прямо влияют на развитие речи.
Если у ребенка имеются проблемы с речью, диагностируется ее общее недоразвитие, то моторика с ее недоразвитием влияет на произносительную сторону речи.
Чтобы произношение ребенка было правильным: точным и понятным, необходима развитость координации движений речевого аппарата и его компонентов. А недоразвитость моторики приводит к нарушению этой координации и, соответственно, развитию речевых дефектов.
Развитие рук, их моторных функций, напрямую взаимосвязано с развитием мыслительных процессов и речевого аппарата ребенка.
К моменту обучения ребенка с общим недоразвитием речи в школе необходимо развить его моторику, чтобы подготовить его интеллект к новому этапу деятельности. только развитая моторика поможет ребенку в преодолении речевых трудностей и создаст условия для развития его мышления.
Высокий уровень развитости моторных функций ребенка способствует:
- Развитию логики;
- Развитию памяти и внимания;
- Формированию связной и четко поставленной речи;
- Развитию письменных навыков;
- Развитию визуального восприятия;
- Устранению проблем с речевыми дисфункциями, вызванными общим недоразвитием речи.
Развитие мелкой моторики целесообразно проводить на дошкольном этапе развития ребенка. Это позволит упростить обучение в школе и избежать проблем с развитием устной и письменной речи.
Развитие мелкой моторики ребенка с общим недоразвитием речи ориентировано на решение двух основных задач:
- Умственное развитие ребенка и его подготовка к обучению в школе.
- Развитие письменной речи ребенка.
Методы развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи
Развитие моторики ребенка актуально начинать с раннего возраста. В этом случае, моторные функции наиболее лучше раскроются и окажут плодотворное воздействие на формирование речевого аппарата.
Еще в грудничковом возрасте можно проводит ребенку массаж пальцев и кистей рук. Для этого используется техника загибания пальцев и массирования ладони от пальцев к запястью. В более взрослом возрасте применяется пальчиковая гимнастика, которую ребенок выполняет путем повторения движений кистями и пальцами рук за педагогом, логопедом или родителем.
К основным методам развития мелкой моторики относятся следующие:
- Рисование;
- Конструирование;
- Сбор пазлов;
- Выполнение упражнений на контурное обведение объектов на листе бумаги;
- Работа с ножницами: вырезание фигур различной степени сложности;
- Вышивка;
- Вязание;
- Работа с инструментами – актуально для мальчиков. Предполагает выполнение посильных для их возраста операций с различными техническими инструментами;
- Перебор мелких объектов: крупы, бисер;
- Листание страниц книг;
- Лепка;
- Игра на музыкальных инструментах;
- Использование разнообразных дидактических игрушек. Они ориентированы на прокатывание предметов, проведение их через отверстия, нанизывание на нить или веревку, застенивание/растегивание пуговиц, раскладку фигур в формы им соответствующие;
- Пальчиковая гимнастика. Она может быть реализована в двух основных формах: активная гимнастика и пассивная гимнастика. Активная гимнастика на выполнение разнообразных движений пальцами рук, которые помогают ребенку освоить управление мышцами руки и развить координацию движений. В упражнениях можно применять дополнительное оборудование – предметы, используемые в двигательных упражнения. Что касается пассивной пальчиковой гимнастики, то она представляется в виде массажа, который может быть проведен специалистом, а может выполняться самостоятельно. Он помогает развитию мышц, их активизации, укреплению и поднятию тонуса;
- Метод «штрих». Он предполагает обведение фигур или трафаретов и их закрашивание разными штрихами. Выполнение штрихов различной степени сложности отлично развивает движения пальцев рук;
- Пальчиковые игры. Они основываются на специфике пальчикового театра. Дети играют с пальцами, изображая ими разнообразные объекты реального мира. Может быть построена целая сюжетная игра. Так, дети развивают воображение, активизируют работу мозга, снимают психическое и эмоциональное перенапряжение;
- Методика работы с мячами. Применяется несколько мячей разного размера, материала, цвета, структуры. Педагог формирует разнообразные задания, которые необходимо выполнить ребенку с конкретным мячом. Это помогает развить лексическую сторону речи ребенка, создает основы грамматического строя речи, за счет развития мышечной чувствительности, тактильного восприятия.
Условия эффективной работы по развитию моторики ребенка с ОНР
Чтобы работа по развитию мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи была плодотворной, необходимо соблюдать ряд условий:
- Игры должны применяться в сочетании с иными упражнениями, ориентированными на развитие пальцев рук ребенка;
- Развитие моторики должно производиться систематически и регулярно. Необходимо выбирать оптимальное время для проведения занятий в течение дня и их продолжительность;
- Мотивировать детей к принятию участия в данной деятельности через ее организацию в игровой форме;
- Использовать методы, ориентированные на задействование максимального количества пальцев рук и предполагающие энергичное выполнение упражнений;
- Действовать от простого к сложному. Начинать нужно с выполнения простых упражнений, постепенно их усложняя.