Математические способности, требующие развития в дошкольном возрасте
Математические способности – это специфическое свойство умственной деятельности, работы мыслительных процессов, позволяющее решать разнообразные логические задачи, которое развивается в ходе освоения математической науки и решения математических задач.
Математические способности необходимы каждому человеку. Они позволяют находить варианты решения разнообразных задач, составлять алгоритмы решения проблемных ситуаций, делать открытия в научных направлениях деятельности.
Математические способности отражают целую совокупность навыков и знаний, которые позволяют решать творческие задачи, использовать логику и выполнять вычислительные операции.
Данные способности являются специфическим свойством мышления человека, отражающего его способность к совершению анализа и синтеза данных, умения абстрагировать и обобщать информацию математического характера. Развитие данных способностей никак не связано с навыками счета, возрастным периодом их развития. Кроме того, математические способности не являются природной одаренностью ребенка. Есть дети, которые с раннего возраста могут оперировать сложными числовыми множествами, совершать с ними различные вычислительные операции. Это является даром природы. Математические способности требуют целенаправленного развития.
Основными математическими способностями, которые необходимо закладывать в дошкольном возрасте, являются:
- Навыки синтеза математических данных. Посредством синтеза реализуется состыковка отдельных компонентов процессов и явлений в единое целостное событие. Посредством данных навыков происходит развитие творческой направленности деятельности: синтез позволяет совершать деятельность, ориентированную на создание нового продукта, находить новые способы решения стандартных задач.
- Навыки нахождение общих свойств у различных объектов. Те объекты, которые кажутся, на первый взгляд, абсолютно разными, всегда имеют что-то общее. Нахождение этого общего является важной математической способностью, формируемой в ходе изучения математической науки.
- Навыки выделения сущностных характеристик объекта, процесса или явления. Необходимо уметь находить важную информацию и отделять ее от второстепенной при познании различных аспектов окружающей действительности.
- Навыки практического оперирования числами и математическими знаками.
- Логическое мышление. Это интеллектуальное свойство личности, позволяющее ей решать задачи, формулировать выводы и делать умозаключения, посредством применения логических конструкций в своем сознании. Оно необходимо для эффективной познавательной деятельности и общего развития дошкольника.
- Абстрактное мышление. Оно отражает навыки отвлечения от текущей проблемы и ее рассмотрение с другой позиции.
- Навыки прямого и обратного мышления. Обратное мышление необходимо для поддержания объективности рассматриваемой ситуации. При прямом мышлении, объективность может быть потеряна. Обратное мышление помогает ее восстановить и решить поставленную задачу.
- Уход от шаблонного мышления. Необходимо развивать у ребенка навыки самостоятельной мыслительной деятельности, а не выполнения операций по стандартному алгоритму.
- Способности эффективного практического использования, усвоенных знаний и навыков в различных ситуациях.
- Пространственное мышление. Оно позволяет создавать образы в своем сознании и управлять ими в различных жизненных и иных ситуациях, при решении математических, образовательных, творческих задач. Дошкольник должен уверенно оперировать понятиями, обозначающими направления движения(вверх, вниз, прямо, назад, вперед, вправо, влево) и использовать их в различных ситуациях.
Этапы развития математических способностей дошкольников
Поскольку, математические способности не являются природными задатками ребенка, то их развитие реализуется через теоретическое обучение и практическую отработку, усвоенных знаний. Математические способности необходимо сначала развить, а потом укрепить, посредством специальной системы упражнений, доводящих их до автоматизма.
Математические способности развиваются на протяжении нескольких этапов:
- Этап познания. Первоначально ребенок знакомится с тем или иным математическим процессом, его свойствами, структурой, т.е. получает теоретические представления о данном процессе.
- Этап практического использования. Осуществляется применение, полученных знаний в реальной деятельности. Как правило, в дошкольном возрасте обучение реализуется в игровой форме, поэтому практическая отработка знания осуществляется в игре. На этом этапе ребенок познает возможности своих знаний для решения конкретных задач. Этот этап требует неоднократного повторения. Новое знание может закрепиться только после тренировки его практического использования. Для этого применяются разнообразные упражнения и задания, требующие совершения однотипных действий.
- Этап закрепления знания. Математические знания требуют повторения. Поэтому, новое занятие всегда начинается с повторения ранее изученного материала. Можно дать ребенку выполнить несколько упражнений для закрепления пройденного материала и проверки его стойкости.
- Этап расширения знания. Усвоенная информация расширяется и углубляется новыми знаниями и требует их практической отработки.
- Этап самостоятельного использования знания и навыка. Ребенок самостоятельно использует в игре свои знания, пробует их применить для решения своих игровых задач.
- Этап адаптации. Он связан с переносом своего знания и навыка из игровой ситуации в реальную жизнь. Ребенок пытается применить свои знания для решения обыденных задач, нахождения ответов на вопросы, реализации различных направлений и видов деятельности. Только закрепленное и отработанное на практике знание превращается в математическую способность, которую ребенок сможет применять в жизни: в познании, творческой деятельности, игре и т.д.