Специфика развития основных свойств личности ребенка дошкольного возраста
Дошкольный этап развития ребенка – это временной период закладки основ личности, формирования ее основных качеств.
Все механизмы личности, функциональное развитие закладывается именно в дошкольном возрасте. От них зависит дальнейшее личностное развитие и его эффективность.
Формирование личностных качеств ребенка дошкольного возраста происходит в три основных этапа:
- Возрастной период развития детей трех-четырех летнего возраста – формирование и укрепление эмоциональных сторон личности, становление эмоциональной саморегуляции. Ребенок дошкольного возраста формирует свою деятельность любого направления на основе ее эмоционального компонента. Все действия ребенка являются ярко эмоционально окрашенными. Без эмоциональной насыщенности, деятельность не имеет смысла – она попросту не состоится. В этот временной период эмоционального развития ребенка происходит расширение и углубление его эмоций. У детей начинает развиваться сочувствие, милосердие, сопереживание. Их закладка очень важна для дальнейшего личностного развития. Кроме того, в это время происходит формирование механизма эмоционального предвосхищения. Ребенок действует на основе формируемого в его сознании эмоционального образа, характеризующего итог своей деятельности и реакцию взрослых на нее. Постепенно происходит развитие контроля своих эмоций и их проявления. Первоначально взрослые контролируют поведение детей, а на основе этого контроля формируется воображаемый контроль в сознании ребенка.
- Возрастной период развития детей от четырех до пяти лет – этап нравственной саморегуляции. В это время происходит формирование мотивов деятельности дошкольников. Наиболее сильным мотивов выполнения любой деятельности является поощрение. Ребенок желает, чтобы за свой труд он получил награду, вознаграждение или, хотя бы, похвалы. Наказание тоже мотивирует ребенка. Но это достаточно слабая мотивация. В это время происходит формирование индивидуальной мотивационной системы деятельности ребенка. Все мотивы ребенка начинают закрепляться. Некоторые мотивы становятся преобладающими в деятельности ребенка. Ребенок усваивает нравственные принципы общественного поведения, но не всегда осознанно применяет их на практике.
- Возрастной период развития детей шести - семи лет – развитие индивидуальных личностных свойств, которые необходимы ребенку в деловой сфере. Все эти качества формируются на основе примера взрослых. Дети активно копируют поведение взрослых и стремятся перенять его в своей практической деятельности. При этом, дети копируют одинаково, как хорошее, так и плохое поведение взрослых. Все зависит от их примера.
Развитие личности ребенка связано с познанием им окружающего мира, определения своего места в нем, выработкой нравственных принципов поведения и его мотивации.
В ходе личностного развития ребенка происходит формирование его основных чувств и волевых качеств, которые ориентированы на формирование действенных мотивов поведения и развитие устойчивого поведения.
Игра, как основной метод развития личности дошкольника
Развитие ребенка осуществляется в ходе его воспитания и разнообразных видов деятельности, которые он выполняет. Среди них можно выделить следующие основные:
- Игровая деятельность.
- Бытовой труд. Сюда входят разнообразные бытовые операции, которые доступны для выполнения ребенком.
- Занятия взрослого с ребенком. Педагоги и родители организуют специальные занятия, упражнения и задания для выполнения детьми, ориентированные на их обучение и развитие.
- Соблюдение режима дня. Ребенок выполняет определенные действия, в течение дня, которые отражают режимные моменты: умывание по утрам, чистка зубов, питание, сон.
Игровая деятельность становится приоритетным направлением деятельности в силу своей привлекательности для ребенка.
Игра оказывает важное воздействие на развитие ребенка. Она реализуется за счет моделирования ребенком различных направлений деятельности взрослых в своем воображаемом мире. Это способствует развитию творческого мышления и раскрытию талантов ребенка.
Как и любая другая деятельность, игровая развивается по мере развития ребенка. С переходом ребенка на новый возрастной этап развития происходит и изменение игры. Если в младшем школьном возрасте, дети предпочитают играть в одиночку, игры длятся не долго (не более 20 минут), а их содержание базируется на копировании поведения взрослых, то в среднем дошкольном возрасте, дети уже начинают принимать участие в групповых играх, стремятся смоделировать в игре взаимоотношения взрослых, выполняют половые роли. В этот период, игры уже строятся по конкретным правилам, которые дети стремятся соблюдать. Происходи развитие творческих направлений деятельности. особенно активно, дети стремятся заниматься художественным творчеством. В старшем дошкольном возрасте, игры становятся более длительными и сложными. Дети формируют игровой сюжет, поддержание которого может требовать реализации игры в течение нескольких дней. В играх, дети начинают опираться и воспроизводить морально-этические нормы поведения, происходит развитие художественной деятельности, развивается конструирование, простейшие трудовые навыки. В этом возрасте игры помогают развивать практическое мышление ребенка, развивают его логику.
В процессе игровой деятельности формируются стороны психики ребенка, которые помогают в дальнейшем эффективном развитии его личности.
В игре, ребенок учится саморегуляции и самоконтролю своих действий и своего поведения. Кроме того, игра закладывает основы коллективной деятельности, формирует чувство коллективизма, развивается коллективное мышление.
В игровой деятельности происходит передача знаний и культуры от взрослого к ребенку. Это обуславливает необходимость игровой деятельности для развития детской личности.