Особенности развития личности ребенка
Развитие личности – это процесс становления личности под воздействием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Детский коллектив – это группа детей, объединенных какой-либо совместной полезной деятельностью.
Процессы развития личности и коллектива тесно связаны между собой. Развитие личности зависит от развития коллектива, уровня его развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой же стороны, активность воспитанников, а также уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловлены воспитательной силой и воздействием коллектива. В итоге можно сказать, что коллективные отношения выражены ярче, если члены коллектива более активны, более полно пользуются своими индивидуальными возможностями в жизни коллектива.
Развитие творческой индивидуальности детей и подростков напрямую связано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем более самостоятельным будет ученик внутри коллектива и в общественно-полезной деятельности, тем выше будет его статус в коллективе и тем выше его влияние, которое он может оказывать на весь коллектив. Напротив, чем выше статус ребенка, тем более плодотворное воздействие оказывает коллектив на развитие его самостоятельности.
Развитие коллектива и личности в нем – взаимообусловленные процессы. Любой человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатством связей предполагается духовное богатство личности, богатство связей и общения, чем выражается общественная и коллективная сила человека.
Детский коллектив является основной базой накопления детьми позитивного социального опыта. Воспитанник может приобретать опыт в семье, посредством общения со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, в средствах массовой информации, чтении книг и других источниках. При этом только внутри коллектива освоение того или иного социального опыта специально планируется и направляется педагогами-профессионалами.
Влияние коллектива на личность ребенка
С поступлением в школу дети становятся членами многих коллективов, часть из которых могут выбрать самостоятельно, например, кружок, спортивную секцию и пр., а членами других, в первую очередь всего коллектива класса, они становятся в связи с определенными условиями.
В качестве члена общества и коллектива воспитаннику необходимо принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые характерны для того или иного коллектива. Дети не могут их игнорировать или пренебрегать ими в связи с тем, что стремятся быть принятыми в коллектив, занять в нем достойное место и эффективно осуществлять собственную деятельность.
Однако это не значит, что школьнику нужно пассивно приспосабливаться к сложившимся или формирующимся внутри коллектива отношениям. Если он точно уверен в своей правоте, ему необходимо занять активную позицию и не просто высказать свою точку зрения, отличающуюся от коллективной, но и суметь отстоять ее перед всеми.
Иными словами, благодаря коллективу в детях открываются возможности накопить опыт коллективного поведения в позиции подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном счете это формирует такие социально необходимые качества, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и пр.
С проявлением социальной активности, каждым воспитанников коллектив начинает восприниматься в качестве арены для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Педагогическое руководство коллективной жизнедеятельностью и стремление утвердиться в собственных глазах и глазах ровесников находит в коллективе благоприятную почву. Только внутри коллектива можно сформировать важные характеристики каждой личности – самооценку, уровень притязаний, самоуважение, то есть принимать или не принимать себя в качестве полноценной личности.
Козлов И.Ф., после изучения творчества Макаренко А.С., определял воспитательный коллектив в качестве научно организованной системы воспитывающей детской жизни. Организация коллективной учебно-познавательной и ценностно-ориентационной деятельности и общения позволяет создать условия для формирования и упражнения в проявлениях интеллектуальной и нравственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности возможно формирование интеллектуально-нравственных личностных ориентаций, ее гражданской позиции и целого ряда общественно значимых умений и навыков.
Ничем нельзя заменить роль коллектива в процессе организации трудовой детской деятельности. В условиях коллектива ей стимулируется проявление взаимоответственности за конечные результаты трудовой деятельности и взаимопомощи. Благодаря участию в трудовых делах воспитанники включаются в экономические отношения и превращаются в активных их участниках. Учащиеся узнают об экономических проблемах предприятий, арендных и подрядных коллективов. Информация о практической экономике, соединенная с участием в труде на предприятии, трудовом коллективе, призвана обеспечивать воспитание у детей чувства коллективизма и творческого отношение к трудовой деятельности.
Коллективная жизнедеятельности школьников способна открыть практически неограниченные возможности в реализации физического и художественного личностного потенциала. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, которая организуется в условиях свободного общения, призвана стимулировать содержательный обмен духовными ценностями, а также формирование эстетического отношения к реальности, овладение широким спектром специализированных знаний, умений и навыков. Все эти виды деятельности помогают эмоционально развивать учеников, вызывать чувство коллективного сопереживания, сочувствия, а также совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчество.
Роль коллектива в личностном развитии каждого ребенка заключается в том, что он помогает открыть возможности практического освоения демократических форм жизнедеятельности. В первую очередь, это реализуется посредством участия в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив помогает создать благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявление личностной индивидуальности.