Формирование лексического словаря у детей с умственной отсталостью
Лексический словарь – это совокупность слов, то есть основные речевые единицы, которые обозначают предметы, явления, действия и признаки окружающего мира.
Нарушения в познавательной сфере у умственно отсталых детей влияют на формирование лексического словаря, на особенности становления активного и пассивного словаря. К основным особенностям лексики детей с умственной отсталостью относят:
- скудный словарный запас;
- неточность в употреблении отдельных слов;
- затруднения в актуализации словаря;
- преобладание пассивного словаря над активным;
- нарушение процесса организации семантических полей.
Исследователи отмечали, что наиболее значимой причиной бедности словарного запаса у таких детей выступает низкий уровень их интеллектуального развития, ограниченность представлений и знаний, касательно окружающей действительности, несформированные интересы, сниженная потребность речевых и социальных контактов, а также слабая вербальная память.
Выделяют несколько разных точек зрения на проблему количественных особенностей лексики детей с умственной отсталостью. Например, одни ученые утверждают, что словарный запас детей с умственной отсталостью, отличается от нормы как количественно, так и качественно, а использование интеллектуального коэффициента – неправомерно.
Особенности лексики детей с умственной отсталостью
Рассматривая особенности лексики детей с умственной отсталостью, большинство авторов отмечают качественное своеобразие их словаря.
Дети с умственной отсталостью не знают названий многих окружающих их предметов, они могут использовать одно и то же слово, чтобы обозначать разные предметы.
Словарь умственно отсталых детей содержит преимущественно существительные с конкретным значением. Усвоение более абстрактных слов вызывает затруднения. Выявлена значительная корреляция уровня выполнения заданий и конкретных и абстрактных слов и уровня интеллектуального развития.
Дети с умственной отсталостью, как и дети с нормальным развитием, без затруднений повторяют простые и понятные по смыслу, конкретные слова. Вместе с тем абстракция речевого материала отрицательно воздействует на процессы распознавания и воспроизведения детьми с умственной отсталостью, по сравнению с нормами.
Дети с умственной отсталостью определяют слова с определенной степенью абстракции более примитивно по сравнению с детьми с нормальным развитием, но младшего возраста.
В некоторых исследованиях отмечают, что нормальные и умственно отсталые дети обладают некоторым общим словарем, то есть неким количеством общих слов. С возрастом, общий словарь у детей с нормальным развитием уменьшается, то есть у них увеличивается процентное отношение количества других слов относительно общего словаря по сравнению с таким же отношением у детей с умственной отсталостью. Иными словами, у детей с нормальным развитием и с умственной отсталостью отличается динамика развития словарного запаса.
Многие дети с умственной отсталостью в речи не имеют слов обобщающего характера, например, мебель, фрукты, посуда и пр. В активном словаре таких детей нет многих глаголов, например, глаголов, обозначающих способы передвижения животных – ползает, летает и пр. Любое животное у них «идет».
Младшие школьники с умственно отсталостью крайне редко употребляют прилагательные, которыми обозначают внутренние качества людей. Количество наречий в их лексиконе очень ограничено. В активном словаре часто можно встретить неточное употребление слов и парафазии. Преобладает замена слов на основании семантического сходства. Характерны замены слов с диффузным, расплывчатым значением (ползет, скачет – идет). Обозначая предметы, дети часто смешивают слова одного рода или вида, например, сапоги, туфли, шлепанцы называет одним словом «ботинки».
К причинам таких неточностей в употреблении слов у детей с умственной отсталостью относят трудности дифференциации, различения и самих предметов, и их обозначений. Дети с умственной отсталостью, из-за слабых процессов дифференцированного торможения, легче воспринимают сходства предметов, чем их различия, поэтому в первую очередь усваивают общие и наиболее конкретные признаки сходных предметов.
Пассивный словарь детей с умственной отсталостью существенно шире активного, но он с большим трудом поддается актуализации, часто, чтобы его воспроизвести, необходимо задавать наводящие вопросы.
Дефект в интеллектуальной сфере детей с умственной отсталостью не только мешает процессу становления речи, но и оказывает негативное воздействие на его качественную сторону. Данная категория детей характеризуется поздними сроками появления речи, нарушением и своеобразным развитием всех сторон речевой деятельности. При этом расстройствам речи у детей с умственной отсталостью характерна стойкость, они крайне трудно корректируются, сохраняясь до старших классов вспомогательной школы.
В целом, при сопоставлении информации из литературы, касающейся психофизиологических механизмов формирования словаря у детей с нормальным развитием и у умственно отсталых детей, сделан вывод, что процесс формирования словаря у умственно отсталых детей осложняется из-за дефектов становления всей функциональной системы речи, а также нарушения познавательной сферы детей.
Вместе с тем анализ литературы показывает, что в исследованиях многих авторов, которые посвящены вопросу нарушения речи у детей с умственной отсталостью, содержится ряд рекомендаций по лексической работе с детьми. Вопрос обогащения и активации словарного запаса дошкольников с интеллектуальными нарушениями при этом остается не достаточно освященным. Нет четко определенного направления и содержания этой работы, места и значения работы по обогащению и уточнению словаря в рамках систематической работы логопеда в дошкольных учреждениях.
Итак, рекомендации:
- для развития объема активного словаря, учителя, дефектологи и логопеды должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности психики детей, с которыми работают;
- формировать активный словарь логопеды, дефектологи и учителя должны посредством использования на уроках и занятиях дидактических игр и упражнений;
- формировать наполняемость словаря нужно при соблюдении последовательности этапов процесса получения, переработки и передачи информации.