Понятие коммуникации и коммуникативных способностей
Коммуникация – это процесс двустороннего обмена информацией, который приводит к взаимопониманию индивидов.
Во многих исследованиях отмечено, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию детей дошкольного возраста, а также оказывают влияние на общий уровень их деятельности.
Коммуникативные способности – это одно из важнейших условий развития ребенка дошкольного возраста, его социализации и индивидуализации, формирования его личности.
В общении идет реализация межличностных и общественных отношений между людьми. Начиная с 3-4 лет, в жизни каждого ребенка появляется новый партнер по общению, который постепенно становится все более значимым – сверстник. Потребность в общении со сверстниками – одна из лидирующих потребностей ребенка дошкольника.
Это наиболее сложный период во взаимоотношениях детей с коллективом. Преимущественно, все проблемы, возникающие в этот возрастной период, связаны с детским эгоизмом, наиболее обостренным в этом возрасте. В 3-4 года ребенок видит в сверстниках себе подобных, с которыми можно весело провести время. Но слушать мнение других детей ребенок еще готов. В этом возрасте дети искренне не понимают, что у каждого другого ребенка есть свои потребности и желания. Они диктуют только свои условия, не принимая в расчет желания окружающих. Но в 3-4 года дети начинают обзаводиться первыми друзьями.
С 3 лет до7 и далее на протяжении всей жизни, человек очень важно получать общение и обратную связь от своих ровесников.
Зачастую родители считают, что эти качества разовьются в ребенке сами по себе. Но практика показывает, что одна из составляющих задач подготовки к школе – это развить у ребенка умение общаться с ровесниками.
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников – это процесс воспитания способности эффективно общаться и успешно взаимодействовать с окружением.
Оно базируется на нескольких особенностях ребенка дошкольного возраста:
- желании взаимодействовать;
- способности слышать и сопереживать собеседнику;
- разрешать сложные вопросы взаимодействия;
- владеть правилами эффективного общения.
Иными словами, необходимо научить ребенка именно общаться, помочь ему усвоить культуру общения.
Для этого могут использоваться следующие формы детского общения:
- непосредственная образовательная деятельность;
- речевые проблемные ситуации;
- беседы;
- составление рассказов, сказок и загадок;
- ситуативные разговоры;
- игры.
Развитие коммуникативных качеств средствами художественной литературы
Содержание общения младшего дошкольника со взрослыми базируется на предметно-игровой основе и обладает деловой мотивацией. Его коммуникативной деятельности с ровесниками характерна активность, стремление взаимодействовать вместе с товарищем. Для развития коммуникативных качеств ребенка могут быть использованы следующие методы:
- заучивание с детьми литературных диалогов. При инсценировке стихотворений, детьми усваиваются различные формы инициативных и ответных реплик;
- не стоит пренебрегать театрализованной деятельностью, основанной на текстах художественных произведений. Посредством использования различных типов театров, дети учатся распознаванию эмоционального состояния партнера по общению в его мимике, жестах, находят эффективные способы взаимодействия;
- сказки, рассказы и стихотворения для прочтения детям должны подбираться в соответствии с их интересами в настоящий момент времени. Это связано с тем, что многими литературными произведениями существенно облегается процесс придумывания сюжетов разнообразных игр, подсказывая что делать с той или иной игрушкой, как они живут, что любят кушать и какие говорят слова. Например, если воспитатель видит интерес детей к игрушечному ежику, но они не знают, что с ним делать, постоянно ссорясь, то стоит разыграть стихотворение П. Воронько «Хитрый ёжик»;
- после прочтения того или иного литературного произведения, особенно сказки, следует обратить внимание детей на нравственное содержание, что представляет ценнейший материал для формирования коммуникативных качеств: доброты, смелости, честности. Также уместно обращать внимание в процессе беседы по содержанию произведения на честность персонажей, но особенности дружбы и пр.;
- сказки младшим дошкольникам лучше не читать, а рассказывать. Когда воспитатель смотрит на детей, он разговаривает с каждым ребенком, и тем самым воспитывает в нем важное коммуникативное качество – умение слушать и воспринимать монолог;
- в младших группах необходимо учить детей воспроизведению последовательности описанных событий посредством использования 3-4 вопросов. Данный прием позволяет научить детей последовательному изложению своих мыслей, чувств и переживаний, что представляет один из основных критериев развития коммуникативных качеств: умение передавать информацию собеседнику и делиться своими переживаниями и впечатлениями;
- можно организовать с детьми игру-концерт, в процессе которой у каждого ребенка будет возможность выразительно прочитать наизусть свое любимое стихотворение, что поможет первоначальному формированию умения выступать перед зрителем, а доброжелательная поддержка воспитателя поможет детям преодолеть стеснительность и робость;
- в процессе самостоятельной игры нужно чаще напоминать детям выученные ими стихотворения, поощрять их стремление прочесть их воспитателю, няне, игрушке, другу;
- при чтении детям стихотворений, нужно вовлекать их в общение друг с другом в форме игры, использовать привлекательные ситуации;
- нужно регулярно рассматривать с детьми яркие картинки в знакомых им книгах, активно привлекать детей высказывать мнение о содержании иллюстраций. При этом необходимо учить их выслушивать мнение товарища до конца, поощрять попытки детей высказывать собственное мнение;
- обогащать репертуар детей разными видами считалок, поощрять их применение детьми в качестве одного из способов компромисса в спорной ситуации: во время ссоры за обладание привлекательной игрушкой, при необходимости выбрать водящего в игре.