Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие количественных представлений в дошкольном возрасте

Стадии развития количественных представлений дошкольников

Определение 1

Развитие количественных представлений – это формирование навыков сравнения объектов, их пересчета, выделения из группы объектов, объединения и разделения на множества, проведения операций с множествами, соотношения числа с цифровым значением, определения места числа в числовом ряду и т. д.

Количественные представления начинают складываться у детей с ранних лет. На дошкольном этапе развития ребенка их усвоение осуществляется на основе восприятия и понимания множества. Ребенок еще не знаком с числами (а если и знаком, то не осознанно). Это является дочисловым этапом его развития. Знакомство с множествами закладывает фундамент формирования количественных понятий и отношений.

Замечание 1

Множество представляет собой совокупность различных объектов, которые объединены общими признаками и свойствами, функциями и отношениями.

Все множества окружающего мира дошкольник воспринимает посредством своих органов чувств. Сюда входят реальные объекты, звуки, предметы. Ребенок воспринимает их органами чувств, далее эти ощущения передаются в головной мозг, где сигналы анализаторов приобретают вид представлений ребенка о количестве объектов, их множестве. Множество имеет неопределенный вид. Это обуславливает необходимость развития у детей полноценного представления о множествах и их отдельных компонентах, их количественном составе.

Особенности развития у детей представлений о множестве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Особенности развития у детей представлений о множестве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Развитие количественных представлений в дошкольном возрасте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Процесс развития представлений о множествах реализуется в несколько стадий:

  1. Развитие навыков восприятия объектов множества, как крайних и, расположенных между ними, промежуточных объектов. Это актуально развивать в полутора – двух летнем возрасте. В это время происходит закладка фундамента дальнейшего счета. Ребенок выделяет отдельные объекты множеств и обособляет их словами или жестами.
  2. Развитие осознанного восприятия множества, как целостной структуры, состоящей из отдельных компонентов. В двух-трех летнем возрасте дети начинают производить сравнения множеств между собой по различным признакам: количество объектов, их размеры. Таким образом, закладывается фундамент числовых представлений, посредством сравнения множеств и их компонентов.
  3. Развитие представлений дошкольников о составе множеств по однородным признакам. Здесь впервые вводятся представления о роде. Они закладываются, примерно, в четырех летнем возрасте, когда ребенок может уже перечислять объекты множеств, т.е. дети учатся соотносить числительные с объектами множеств. Осуществляется обучение навыкам простого счета: до пяти или до десяти. Навыки сопоставления числительных с объектами множества относятся на данной стадии к примитивным: дети часто пропускают объекты множеств, добавляют лишние, неверно соотносят числительные с реальным количеством объектов.
  4. Формирование навыков выполнения числовых операций с группами объектов. Дети пяти лет обучаются формировать из однородных объектов группы. Этого можно достичь при сформированности у ребенка навыков соблюдения числовой последовательности объектов множеств и соотнесения числительных с объектами в верном порядке, осознании прямых и обратных числовых отношений компонентов множества.
  5. Развитие навыков разделения объектов множества. В старшем дошкольном возрасте, дети уже полноценно усваивают счет и могут считать не только отдельные объекты множеств, а группы объектов, выделяя группы в качестве единиц счета.
  6. Формирование навыков полноценной счетной деятельности. Эти навыки, очень редко реализуются в старшем дошкольном возрасте. Большинство детей осваивает их в начальной школе.

Использование приемов наложения и приложения для формирования навыков сравнения множеств

Как правило, данные приемы используются в старшем дошкольном возрасте. Они необходимы детям для того, чтобы они могли сравнивать множества между собой и проводить операции дифференцирования.

Прием наложения используются следующим образом:

  1. Раздача детям карточек в количестве от трех до пяти – семи штук. На карточках, как правило, бывают изображены какие-то объекты, относящиеся к однородной группе: листики, цветы, шишки.
  2. Обязательное расположение карточек с изображениями объектов в ряд.
  3. Применение раздаточного материала. Используются какие-то объекты (можно использовать вырезки из бумаги или нарисованные объекты более мелкого размера), требующие сопоставления с данными (например, нужно посадить жука на листик, божью коровку на цветок и т.д).
  4. Сопровождение действий по сопоставлению объектов пояснениями. Воспитателю необходимо давать количественное сопровождение своих действий. Например, «На один листик сел один жук», «У нас с вами ровно столько божьих коровок, сколько цветов».
  5. Отработка приема наложения. Педагог задает детям вопросы о количественных параметрах их объектов, чтобы закрепить навыки наложения.

Прием приложения является продолжением освоения детьми навыков сравнения множеств. Для его освоения используются игровые приемы работы. Его суть состоит в приложении к объекту (например, кукле или машинке) другой объект. Как правило, используется несколько однородных объектов к которым прикладывается группа других объектов в равном или неравном количестве.

Таким образом, дети усваивают понятия «равное» и «неравное» количество объектов, «больше» и «меньше», навыки определения количества «лишних» или «недостающих» объектов,

Условия эффективного формирования представлений дошкольников о числах

Чтобы процесс развития количественных представлений дошкольников был эффективным, необходимо соблюдение ряда условий:

  1. Включение в образовательную программу ДОУ специальных занятий по развитию количественных представлений.
  2. Использование дидактической игры, как основного средства формирования представлений о числах и множествах.
  3. Организация совместной деятельности взрослого и ребенка.
  4. Акцентирование внимания на самостоятельной отработке навыков оперирования множествами.
  5. Создание ситуации успеха.
  6. Закрепление представлений, усвоенных ребенком и их тренировка.
  7. Мотивация к познанию.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot