Особенности игровой деятельности ребенка с нарушением интеллекта
Нарушение интеллекта – это отклонение от нормального развития, проявляющееся в нарушении функционирования познавательной сферы из-за поражений головного мозга.
Если у ребенка имеются интеллектуальные отклонения в развитии, то это говорит о том, что все сферы его психики оказываются пораженными: сенсорные функции, память, моторика, эмоциональная сфера, интеллект. Все это приводит к искаженному восприятию, детьми с нарушениями интеллекта, окружающего пространства, снижению познавательной заинтересованности, искажению самооценки.
Все эти недостатки оказывают воздействие на развитие игровой деятельности детей. В этой связи, игровая деятельность дошкольника с нарушением интеллекта обладает рядом особенностей, которые важно учитывать при ее развитии. К ним относятся:
- Замедленное развитие игровых навыков.
- Ведущей причиной медленного развития игровой деятельности ребенка с интеллектуальными отклонениями является недоразвитие интегративной работы коры головного мозга, которая тормозит развитие большинства процессов организма.
- Закрытость общения ребенка. Как правило, детей с умственными отклонениями содержат в заведениях закрытого типа и они не получают достаточного представления об устройстве и функционировании окружающей среды, общаются только с узким кругом людей. Это приводит к искаженному восприятию окружающего мира, которое усугубляется, имеющимся интеллектуальным нарушением.
- Отсутствие понимания о назначении игрушек. Дети с интеллектуальными нарушениями не понимают смыслового назначения игрушек, поэтому, не разграничивают их по функциям, а только совершают с ними простые манипуляции.
- Отсутствие адекватных игровых действий.
- Отсутствие игрового сюжета.
- Желание совершать одни и те же игровые действия, что делает игры однообразными.
- Краткая продолжительность игры.
- Низкий уровень игровой активности. Ребенок с интеллектуальными нарушениями любит простые игры, с малым количеством действий, являющихся простейшими манипуляциями.
- Кратковременный интерес к игрушкам. Ребенку трудно сосредоточить внимание на какой-либо игрушке. Поэтому, привязанность к игрушкам у таких детей отсутствует.
- Отсутствие содержания в игровых действиях.
- Стремление играть самостоятельно и обособленно от остальных.
- Неустойчивый интерес к игровому процессу.
- Отсутствие потребности в игровой деятельности.
- Выполнение игровых операций без речевого сопровождения.
Все эти особенности свидетельствуют о том, что игровую деятельность дошкольника с интеллектуальными отклонениями необходимо развивать. Иначе, к концу дошкольного возраста, она так и не оформится, а будет представлена предметными манипуляциями.
Основные направления работы по развитию игровой деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями
Работа по развитию игровой деятельности детей с нарушениями интеллекта, активизация их игрового потенциала производится по следующим направлениям:
- Активная деятельность при знакомстве с окружающим миром и его устройством. Ребенку с интеллектуальными отклонениями проблематично проецировать реальные жизненные ситуации в игровую деятельность. И вообще, его представления о мире первоначально необходимо расширить, чтобы было, что моделировать в игру. Для этого организуются экскурсии, походы с детьми, проводятся специальные коррекционные занятия. После, начинается демонстрация ребенку игрового процесса. Педагог вступает в игру вместе с детьми и показывает, как моделировать игровой процесс, делать импровизации и т.д.
- Использование обучающих игр. Такие игры необходимы для того, чтобы научить ребенка совершению игровых действий. Ребенок учится построению игрового действия и цепочки игровых операций на основании следующих приемов: словесная инструкция педагога; демонстрация личного примера, как образца действия; подражание, совместное совершение действий со взрослым. обучающие игры должны отвечать возрастному этапу развития ребенка и его индивидуальным особенностям развития. В частности, степени развития интеллектуального нарушения и особенностям его проявления. Игра должна быть организована так, чтобы увлечь ребенка и полностью погрузить его в игровой процесс.
- Создание предметно-игрового пространства. Наличие игрушек стимулирует ребенка с нарушениями интеллекта к совершению с ними каких-либо операций. Важно, продемонстрировать ребенку действия, которые можно совершать с той или иной игрушкой. Ребенку нужно показывать все возможные действия, обыгрывая каждую новую игру. Иначе, интеллектуальные нарушения приводят к тому, что он зациклиться только на одной операции и будет ее повторять с одной и той же игрушкой. Интеллектуальные особенности развития детей приводят к тому, что техника совершения той или иной операции с игрушкой не всегда легко и быстро осваивается ребенка. Обучение требует многократных повторений и тренировок. Но его положительные итоги позволяют развить у ребенка навыки использования игрушек, освоить способы их замещения.
- Построение взаимодействия между ребенком и взрослым в игровом процессе. Взрослый помогает организовать игровой процесс, направляет и контролирует ход игры. Кроме того, он учит ребенка навыкам социального взаимодействия и эмоциональному восприятию игрового действия. Поэтому важно, сформировать положительный эмоциональный контакт с ребенком в ходе игрового процесса.
- Связь работы воспитателя и специального педагога – дефектолога. Постепенно, игровой сюжет усложняется и видоизменяется. Для этого, требуется слаженная работа специалистов дошкольной организации. Дефектолог проектирует сюжет игры, а воспитатель воплощает его на практике, развивая навыки совершения предметных действий у ребенка. Игра становится средством обучения и развития ребенка с интеллектуальными нарушениями.