Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников

Определение 1

Нравственное воспитание – это процесс формирования у человека понятий, чувств, убеждений, суждений, навыков и привычек поведения, в соответствии с установленными в обществе нормами.

Эмоции – это психический процесс, имеющий среднюю продолжительность, который отражает субъективное оценочное отношение человека к возможным или уже существующим ситуациям, а также отношение к объективному окружающему миру.

Чувства – это эмоциональный процесс, который отражает субъективное оценочное отношение человека к абстрактным или реальным объектам.

Чувства следует отличать от эмоций, аффектов и настроений.

Значимость нравственного воспитания

В настоящее время, на современном этапе развития общества, в рамках существующей социально-культурной обстановки, возникла потребность в организованном и целенаправленном процессе нравственного воспитания у подрастающего поколения. Особенно это актуальной среди детей младшего школьного возраста, у которых происходит смена социальной позиции, формирование кругозора и осознание своей новой роли в обществе. Именно в этот возраст важно привить детям нравственные качества, необходимые для успешного существования в современном обществе.

Те социально-экономические преобразования, которые происходят в настоящее время в стране, определяют потребность в разработке новых методических и теоретических подходов, методов, средств и приемов формирования нравственных качеств личности ребенка.

Исследованием организации целенаправленного нравственного воспитания ученые педагоги и психологи занимались и занимаются в настоящее время. Данные исследования представлены в трудах многих ученых.

Например, проблемой нравственного воспитания занимались такие исследователи в области педагогики как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, Н.Н. Болдырева, Н.П. Иванов, З.И. Васильева, Н.А. Добролюбов и некоторые другие.

В трудах данных исследователей рассматривается и выявляется сущность понятия «нравственное воспитание», его основные методы, формы и принципы организации.

Кроме исследования понятия и организации эффективного целенаправленного воспитательного процесса, ряд ученых занимались изучением проблемы развития чувств и формирования эмоциональной сферы, как одного из основных средств нравственного воспитания детей.

«Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Например, данные исследования достаточно хорошо освещены в трудах О. Запорожца, Л. Рубинштейна, Л.И. Божовича, И.Д. Беха, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и ряда других.

Все они приводят доказательства того, что посредством развития у детей эмоций и чувств, можно оказывать положительное влияние на формирование у них нравственных личностных качеств. Однако, необходимо понимать, что к развитию чувств и эмоций необходимо подходить дифференцированно, так как они имеют разное психическое понимание.

Влияние эмоций и чувств на нравственное воспитание младших школьников

Под эмоциями понимают элементарные психические явления, которые представляют собой ситуативное переживание, вызванное некоторыми происходящими событиями, предметами или явления. То есть, эмоции отражают отношение ребенка к ним.

Под чувствами принято понимать относительно устойчивые психические процессы или состояние, возникающие в результате многократного переживания ребенком определенной эмоции.

Следует отметить, что процесс возникновения и развития чувств и эмоций личности, является системообразующим фактором, который определяет весь дальнейший жизненный путь ребенка. Именно чувства и эмоции, которые испытывает ребенок в рамках той или иной ситуации, по отношению к тому или ному предмету (явлению), позволяет исследователю интерпретировать его с точки зрения значимой психолого-педагогической проблемы.

На основании проведенных ранее теоретических исследования, в настоящее время установлены особенности развития чувств и эмоций у детей младшего школьного возраста, а также их влияние на нравственное воспитание детей.

Одной из особенностей младшего школьного возраста является возникновение осмысленной ориентировки в собственных проблемах и переживаниях. Дети младшего школьного возраста учатся понимать свои переживания, чувства и эмоции, что способствует постепенному формированию умения овладевать ими. Однако это умение формируется не у всех школьников в должной мере. Именно поэтому педагогу важно обращать внимание на таких учащихся и проводить с ними индивидуальную работу.

Анализ теоретических работ по проблемам развития чувств и эмоций у детей младшего школьного возраста, позволяет сделать вывод об их значимости в организации системы нравственного воспитания.

Педагогические условия развития чувств и эмоций у детей младшего школьного возраста

Для того, чтобы нравственное воспитание детей младшего школьного возраста осуществлялось успешно, необходимо соблюдать ряд педагогических условий по формированию и развитию у детей чувств и эмоций.

Педагогические условия развития нравственных чувств и эмоций у детей младшего школьного возраста:

  1. Организованная продуктивная интеграция гуманных методов, средств и форм обучения, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и потребностей учащихся.
  2. Организованная творческая деятельность младших школьников, которая направлена на предоставление детям возможности самовыразиться и прожить определенные эмоциональные состояния.
  3. Формирование и развития у детей младшего школьного возраста коммуникативных навыков, а также обучение совместному труду и организованной творческой деятельности, умению взаимодействовать в коллективе, в процессе достижения общей цели или получения результата.
  4. Постоянное расширение и пополнение словаря эмоций младшего школьника.
  5. Организованное взаимодействие, направленное на объединение усилий по развитию у детей младшего школьного возраста чувств и эмоций («учащийся – родитель», «педагог – родитель»).
  6. Создание педагогом духовно-воспитывающего пространства, которое способствует практике формирования нравственных чувств младших школьников.
Дата последнего обновления статьи: 23.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot