Общая характеристика эмоционально-волевой сферы
Эмоционально-волевая сфера – это свойство, которое характеризует содержание, динамику и качество чувств и эмоций человека.
Эмоция – это психическое отражение явлений или ситуаций, в форме переживания, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта.
К содержательным аспектам эмоций относится отражение ситуаций и явлений, которые имеют особую значимость для данного субъекта. Важным является то, что эти явления и ситуации неразрывно связаны с личностью, имеют определенное отношение к ее нравственному потенциалу, мировоззрению, направленности мотивационной сферы и сознательному волевому управлению.
По своей сути, эмоции представляют временное и непосредственное переживание определенного чувства. По своей природе, эмоции делятся на астенические и стенические:
- Стенические эмоции – это эмоции, которые оказывают стимулирующее воздействие, повышают напряжение и энергию сил человека, побуждают его к определенным высказываниям и поступкам
- Астенические эмоции – это эмоции, при которых ребенок испытывает своеобразную пассивность и скованность.
Воля – это сознательная саморегуляция поведения, которая проявляется в виде преднамеренной мобилизации активности поведения, направленной на достижение определенных целей, осознаваемых человеком как возможность и необходимость.
К содержательным аспектам волевой сферы относятся способности человека, которые проявляются в регуляции и самодетерминации им собственной деятельности и разнообразных процессов психики.
Основными функциями психики являются:
- Определение и выбор целей и мотивов.
- Регуляция побуждения к совершению определенных действий, в случае избыточности или недостаточности их мотивации.
- Организация психических процессов в систему адекватно выполняемой деятельности.
- Мобилизация психических и физических возможностей в ситуации, когда необходимо «преодолеть себя», чтобы достичь поставленных целей.
Особенности развития эмоционально-волевой сферы ребенка в разные периоды дошкольного детства
Дошкольный возраст является периодом фактического и первоначального склада личности. Это обусловлено тем, что именно в этот возрастной период осуществляется становление личностных образований и механизмов, которые в последующем определяют личностное развитие ребенка.
Одним из важнейших аспектов развития личности ребенка дошкольного возраста является развитие эмоционально-волевой сферы, оказывающей значительное влияние на общее развитие личности. Кроме того, значимость развития эмоционально-волевой сферы заключается в том, что она является основой для последующего обучения в школе.
Развитие эмоционально-волевой сферы в период дошкольного детства имеет ряд особенностей, связанных с возрастными особенностями детей.
Принято выделять три этапа развития эмоционально-волевой сферы:
- Возраст 3-4 лет – происходит постепенное укрепление эмоционально-волевой сферы.
- Возраст 4-5 лет – формирование и последующее развитие нравственной саморегуляции ребенка.
- Возраст 6-7 лет – происходит формирование деловых личностных качеств ребенка.
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста является достаточно сложным процессом, происходящим под воздействием не только внутренних, но и внешних факторов. К внутренним факторам относятся – особенности психического и физического развития, а также наследственность. К внешним факторам относят – окружающая ребенка социальная среда.
Особенности развития эмоционально-волевой сферы во многом зависят от возраста ребенка. Ее развитие начинается с самого раннего детства и длится до подросткового периода. Каждый этап характеризуется определенным уровнем нервно-психического реагирования ребенка на воздействие социальной среды. В связи с чем, на каждом этапе дошкольного возраста проявляются поведенческие, эмоциональные и характерологические особенности. Данные особенности являются нормой для каждого возрастного периода.
Особенности развития эмоционально-волевой сферы, в зависимости от возрастного периода дошкольного детства:
- Возраст от рождения и до 3-х лет (раннее детство) – характеризуется доминированием соматовегетативным типом реагирования. В случае возникновения у ребенка недомогания или дискомфорта, он реагирует посредством повышения общей эмоциональной возбудимости. Такое состояние может сопровождаться различными расстройствами (сна, аппетита и т.д.).
- Возраст от 3-х до 7-ми лет – доминирует психомоторный тип реагирования. Для ребенка этого возрастного периода характерна повышенная эмоциональная возбудимость, проявления оппозиционности или негативизма. Кроме того, в этом возрасте отмечается наличие разнообразных страхов. Поведенческие и эмоциональные реакции в основном представляют собой следствие различных факторов, в первую очередь психологических.
Основная особенность развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста связана с тем, что в этот период осуществляется интенсивное физическое развитие, проходят возрастные кризисы (3-4 года, 7 лет).
Первый возрастной период (3-4 года) характеризуется тем, что у ребенка преобладают реакции упрямства, протеста и оппозиции. Такое эмоциональное поведения является одним из вариантов негативизма, протекающего на фоне повышенной эмоциональной возбудимости, плаксивости и обидчивости.
Возраст 7-ми лет характеризуется достаточно глубоким осознанием собственных эмоций и переживаний. Такое осознание положительно влияет на формирование у ребенка необходимого социального опыта, а также формированию основных личностных качеств.
Таким образом, возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-волевой сферы - вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития ребенка дошкольного возраста.