Двигательная активность – это совершение человеком разнообразных двигательных операций, способствующих поддержанию процессов жизнедеятельности в нормальном состоянии.
Двигательная активность является естественно потребностью человека в движениях. Активность в движениях необходимо непрерывно развивать и поддерживать. Для этого разработаны разнообразные методы и средства, способствующие активизации двигательных процессов организма.
Одним из средств развития двигательной активности детей является футбол.
Футбол – это вид спорта, представляющий собой командную игру, цель которой состоит в забивании мяча совместными усилиями в ворота противника.
Данный вид спорта является довольно популярным среди детей и подростков, поэтому он активно применяется в качестве средства развития физической активности детей разных возрастов.
Роль футбола в физическом воспитании
Как разновидность спортивных игр, футбол основывается на активизации двигательного аппарата каждого участника игры. Все движения, выполняемые в футболе, характеризуются разной интенсивностью и разной физической и психологической нагрузкой.
Использование футбола в качестве продуктивного средства развития двигательной активности обусловлено следующими аспектами:
- Футбол способствует быстрому освоению выполнения двигательных действий.
- Формирование навыков оперирования движениями. В футболе необходимо уметь быстро перестраивать свои движения в соответствии с игровой ситуацией.
- Развитие ловкости во всех игровых действиях: при совершении движений с мячом и без него, выполнении разминки и т.д.
- Развитие координации движений посредством выполнения игровых операций: обводка с мячом, удары по мячу с разных мест игрового поля, ведение мяча с обходом противников и т.д.
- Футбол способствует укреплению костной ткани и костных мышц. Это способствует профилактики различных суставных заболеваний в пожилом возрасте.
- Формирование выносливости организма. Выносливость положительно сказывается на развитии сердечнососудистой системы. Выносливость тренирует дыхательную систему, исключает обморочные состояния.
- Освоение различных движений. В футболе происходит выполнение самых разнообразных двигательных операций. Это расширяет и углубляет двигательные навыки ребенка, тренирует все группы мышц.
- Освоение сложных технических приемов двигательной деятельности.
Все эти явления свидетельствуют о положительном воздействии футбола на физическое развитие, а также на функционирование всего организма футболиста. Поэтому, к занятиям футболом необходимо привлекать детей, мотивировать их к освоению данного вида спорта.
Развитие мотивации учащихся к занятиям футболом
Занятия любым видом спорта должно быть основано на собственном выборе ребенка. Только так, спортивная деятельность будет продуктивной и окажет положительное воздействие на физическое развитие организма.
Зная все достоинства футбола, его воздействие на формирование двигательных навыков, требуется мотивировать детей к выбору данного вида спорта.
Мотивация начинается с создания в образовательном учреждении условий, способствующих формированию положительного отношения к различным физическим занятиям, в общем, и к урокам физической культуры, в частности. Мотивация учащихся к посещению уроков физической культуры осуществляется через формирование внутреннего стимула к проявлению физической активности.
Мотивация детей к занятию футболом реализуется на основе взаимодействия двух групп факторов, оказывающих влияние на ее формирование и приобретение положения внутреннего мотива. Основными факторами мотивации к спортивной деятельности являются:
- Духовная потребность в самовыражении и самоутверждении. В спорте, ребенок может проявить себя, показать всем, на что он способен, добиться признания.
- Материальные потребности. Спортивные успехи способствуют построению спортивной карьеры. Она способствует финансовому благополучию, поскольку спортивные достижения хорошо финансово поощряются.
Если ребенок осознает значимость собственного развития и материального обеспечения собственной жизнедеятельности, то он захочет попробовать свои силы в футболе.
Кроме того, мотивация к занятию футболом развивается у учащихся посредством включения футбола в занятиях по физической культуре. Для этого, футбол может быть организован в нестандартной форме и интересной обстановке. За выигрыш команде футболистов может быть предусмотрено какое-то поощрение.
Постепенно, учащиеся осознают, что футбол способствует их физическому развитию, достижению каких-то успехов. Возможно, у них разовьется стремление к посещению специальной спортивной секции, где футболу обучают на профессиональном уровне. Хотя, и любительские игры в футбол на занятиях по физической культуре оказывают положительное воздействие на развитие двигательной активности.
Условия обучения элементарному футболу
Развитие навыков любительской игры в футбол может быть начато еще с дошкольного возраста – со старшей группы детского сада. Техника выполнения двигательных операций с мячом осваивается путем многократного повторения. Чтобы эта техника осваивалась и закреплялась, она должна быть подана в интересной, как правило, игровой, форме.
Первоначально, дети осваивают простые движения, совершаемые на игровом поле с мячом и без него. Для этого необходимо свободное пространство для игры(травяное покрытие на территории образовательной организации, полноценное футбольное поле). Дети осваивают технику выполнения движений постепенно.
Следующим этапом формирования навыков игры в футбол является освоение правил игры. Футбол является спортивной игрой с большим количеством правил. Они требуют освоения для полноценного игрового действия.
После освоения правил игры в футбол, дети должны освоить точность ударов по мячу и развить скорость движения. Все это осваивается постепенно и активно тренирует двигательные навыков детей. Даже, если они потеряют интерес к футболу в дальнейшем, освоение данной игры окажет положительное воздействие на физическое развитие организма и повысит двигательную активность ребенка.