Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие дружелюбия

Определение 1

Дружелюбие – это доброжелательное и дружеское расположение к кому-либо.

Технология воспитания дружелюбия

Еще с дошкольного возраста у детей закладывается обобщенное отношение к окружающим людям. Однако для полноценного развития личности ребенка, важно данное отношение сформировать положительным и доброжелательным. Это достигается посредством воспитания у детей дружелюбия по отношению к сверстникам и взрослым.

Замечание 1

Дружелюбие представляет собой базовое доверие к окружающему миру и людям, помогает воспринимать их как надежных и заботливых.

С самого рождения все дети постигают сложную систему взаимоотношений с людьми, как в рамках своей семьи, так и в коллективе детского сада или на детской площадке. Именно поэтому процесс воспитания дружелюбия необходимо начинать у ребенка еще в дошкольном детстве. Так как именно в этот период дети получают свой первый опыт поведения в обществе, формируются отношения с близкими людьми, сверстниками, предметами и явлениями окружающего мира.

Процесс ежедневной коммуникации ребенка учит ребенка не только жить в коллективе, но и овладеть нормами морали и поведения, которые в дальнейшем оказывают влияние на регулирование его взаимоотношений с окружающими. Большое значение при этом имеет такое качество как дружелюбие.

Замечание 2

В настоящее время в отечественной системе воспитания развитие такого личностного качества как дружелюбие является одной из важнейших целей воспитания.

Детям необходимо объяснять, то быть дружелюбным – это значит быть внимательным, гостеприимным, общительным, относится к другим людям с уважением, проявлять заботу о своих друзьях, уметь бескорыстно делиться, разрешать конфликтные ситуации мирными способами, находить новых друзей и всегда улыбаться людям.

Каждый ребенок должен понимать, что такое качество как дружелюбие значительно облегчает общение и взаимодействие с окружающими. В том случае, если у человека развито дружелюбие, то он изначально начинает общение с людьми на положительном эмоциональном настрое, он открыт для общения и настроен на контакт. Процесс взаимодействия с дружелюбным человеком помогает собеседнику раскрыться и показать свои лучшие стороны.

«Развитие дружелюбия » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Современная педагогика выделяет следующие элементы формирования дружелюбия:

  1. В основе дружелюбия заложена любовь, которую ребенок получает от своих родителей. Ощущение заботы со стороны родных людей способствует тому, что у ребенка формируется доверие к окружающему миру.
  2. Базовое доверие – это не тотальное доверие, в разумное соотношение недоверия и доверия, то есть сформированное адекватное понимание того, чему можно доверять, а что может скрывать в себе угрозу.
  3. Процесс формирования доверия осуществляется на протяжении всей жизни человека.

Механизмы формирования дружелюбия

Механизм формирования дружелюбия предполагает учет следующих компонентов:

  1. Эмоциональный компонент – представляет собой эмоционально позитивное отношение к окружающим, их расположение к себе и принятие. В основе данного компонента заложено базовое доверие.
  2. Когнитивный компонент доброжелательности – представлен готовностью и способностью находить и ценить в людях разнообразные положительные качества, характеристики и умения.
  3. Конативная (поведенческая) составляющая – предполагает наличие у человека готовности и опыта проявлять такое качество как дружелюбие.

Для формирования и развития у ребенка дружелюбия в основном используется прием ответной реакции и механизм сотрудничества.

Замечание 3

Механизм сотрудничества представляет собой определенную деятельность, в результате которой между партнерами устанавливаются положительные эмоциональные взаимоотношения. Процесс сотрудничества должен вызывать у ребенка только приятные эмоции, исключать враждебность или соперничество.

Например, при организации педагогом совместной деятельности детей, он должен осуществлять работу по их эмоциональному приятию друг друга. То есть направлять чувства детей в нужное русло.

Кроме того, очень важно организуя разнообразные виды совместной деятельности не ставить одних и тех же детей в пары или группы. Это необходимо для того, чтобы исключить феномен «Мы – Они».

Необходимо обратить внимание на такой элемент как соревновательность. Данный элемент помогает ребенку понять собственные способности и границы их применения. Однако в развитии дружелюбия, соревновательность может поспособствовать возникновению враждебности к партнеру. Задача педагога постараться найти максимально оптимальное соотношение данных элементов.

Замечание 4

Механизм ответной реакции – это процесс формирования эмоционально положительного отношения к окружающим. Его суть состоит в том, что если в процессе общения или взаимодействия, один из партнеров проявляет дружелюбие, то и со стороны второго ожидаема аналогичная реакция.

Задача педагога выстраивать общение с воспитанниками таким образом, чтобы их ответной реакцией были доверие и дружелюбие. Проявление данных реакций должна быть поощряема педагогом.

Чаще всего, для формирования когнитивного компонента дружелюбия, то есть умения видеть в людях положительное, воспитатели и педагоги используют прием, называемый «комплимент». Его суть состоит в том, что воспитатель ставит детей в круг и просит их назвать какое-либо положительное качество тех, кто стоит с ним рядом. Это может быть внешний вид или личностное качество (доброта, чувство юмора, щедрость и т.д.).

При формировании конативного компонента, взрослые используют приемы, которые включают в себя практический показ примера дружелюбия. Это может быть чтение книги, просмотр фильма или мультфильма, а затем их совместное обсуждение. Кроме того, воспитателем может быть использован прием проигрывания по ролям сюжета из раннее прочитанного или увидено. Каждый из детей играя роль «примеряет» на себе не только положительную роль дружелюбного героя, но и отрицательного, который наделен такими качествами как жадность, зависть и т.д. Это помогает детям лучше понять значимость дружелюбия в формировании взаимоотношений с окружающими людьми.

Замечание 5

Таким образом, для естественного развития дружелюбия у детей должны быть гармонично задействованы его эмоциональная, когнитивная и поведенческая составляющие.

Дата последнего обновления статьи: 16.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot