Пояснительная записка
Рабочая программа для средней группы разработана на основании введенного ФГОС ДОУ. Рабочая программа предполагает разностороннее развитие детей средней группы в возрасте 4-5 лет, учитывает ряд их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое.
Реализуемая программа базируется на принципах личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого и детей.
Рассматриваемая программа разрабатывалась с опорой на следующие документы:
- Конституция РФ, ст. 43, 72;
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Закон РФ «Об образовании»;
- Типовое положение о ДОУ;
- СанПиН 2.4.1.3049-13;
- Устав ДОУ;
- ФГОС ДО.
Рабочая программа включает две основные части:
- Обязательная часть – предполагает организацию режима пребывания детей 4-5 лет в ДОУ, разработка модели образовательного процесса при условии использования различных форм, и при учете времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий и повседневной жизни детей в ДОУ. Составляется план закаливающих мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также содержание психолого-педагогической работы, направленной на освоение образовательных областей средней группы. Также оговаривается мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения Программы.
- Вариативная часть, которую формируют участники образовательного процесса – определяет работу в приоритетном направлении деятельности учреждения и дополнительного образования.
Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ
Цель – создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком периода дошкольного детства, сформировать основы базовой личностной культуры, всесторонне развивать психические и физические качества, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям, подготовить к жизни в современной обществе, школьному обучению, обеспечить безопасность жизнедеятельности дошкольника.
Задачи обязательной части:
- заботиться о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременно развивать каждого ребенка;
- создавать в группах атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанника, что дает возможность взрастить в них общительность, доброту, любознательность, инициативность, стремление к творчеству и самостоятельности;
- максимально использовать различные виды деятельности детей, интегрировать их с целью повысить эффективность воспитательно-образовательной деятельности;
- творчески организовать воспитательно-образовательную деятельность;
- вариативно использовать образовательный материал, позволяющий развивать творчество, соответствующее интересам и склонностям каждого ребенка;
- уважительно относиться к результатам детского творчества;
- реализовывать единый подход к воспитанию детей в условиях ДОУ и семей;
- соблюдать в работе ДОУ и начальной школы преемственность, которая исключает возможность умственных и физических перегрузок в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивать отсутствие давления предметного обучения.
Принципы организации образовательного процесса в ДОУ
Выделяют следующие принципы организации образовательного процесса:
- соблюдение развивающего образования, цель которого развивать ребенка;
- сочетание научной обоснованности с практической применимостью, то есть соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности – решение поставленных целей и задач на необходимом и достаточном материале, с максимальным приближением к разумному минимуму;
- обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- обеспечение единого подхода к процессам воспитания в условиях ДОУ и семьи;
- соблюдение в работе ДОУ и начальной школы преемственности, которой исключается возможность умственных и физических перегрузок в образовании детей-дошкольников.
Подходы к реализации образовательной деятельности:
- соответствие принципу развивающего образования, цель которого – развивать ребенка;
- сочетание принципа научной обоснованности с практической применимостью;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;
- обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач образовательного процесса детей дошкольников, в процессе реализации которых идет формирование таких знаний, умений и навыков, которые имеют самое непосредственное отношение к развитию детей дошкольников;
- построение с учетом принципов интеграции образовательных областей, соответствующих возрастным возможностям и особенностям воспитанников;
- базирование на комплексно-тематическом принципе построения образовательной деятельности.
Содержание психолого-педагогической работы ориентируется на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.