Понятие и значение психолого-педагогического анализа урока
Психолого-педагогический анализ урока – это совокупность различных оценочных мероприятий, ориентированных на выявление основных задач урока и итогов их достижения, изучение содержания и разновидностей учебного процесса и его приоритетных показателей, оценку степени усвоения учащимися знаний, развития навыков, формирования их интеллектуальных свойств и основных показателей психического развития личности в процессе прохождения учебного занятия.
Анализ урока позволяет выявить его результативность и определить насколько успешно он был организован. Огромный объем аналитического материала представляется в учебной деятельности ребенка, его развитии в разных направлениях, возможностях усвоения различных учебных дисциплин и тем, поведенческие реакции в коллективной деятельности, взаимоотношения в учебном коллективе.
Психолого-педагогический анализ позволяет оценить деятельность педагога в различных направлениях, ее продуктивность в обучении и воспитании детей, степень развития ребенка, возможности его адаптации к среде учебного заведения, успех ее протекания. Для проведения данного анализа, психологу требуется посетить учебное учреждение и конкретный урок, чтобы пронаблюдать за деятельностью на нем педагога и учащихся.
Проведение анализа должно проходить в соответствии со следующими условиями:
- Нельзя проводить оценку работы педагога, только посетив одно его занятие. Один урок не может быть показателем всей деятельности;
- Собственная оценка урока должна идти следом за самоанализом урока. Иными словами, педагог должен уметь самостоятельно анализировать свою деятельность, адекватно оценивать ее успешность и недостатки. Педагог должен определить назначение урока, его взаимосвязь с предыдущими урока, и воздействие на последующие, структурное строение урока, принципы его организации, ход прохождения урока, выявить его акценты, оценить итоги, определить были ли сделаны отклонения от намеченного плана его прохождения и в достижении конкретных результатов, составить прогнозы дальнейшего развития;
- Следует составить программу анализа прохождения учебного занятия. Необходимо учесть результаты прошлого анализа, наличие его положительных и отрицательных сторон, выявить факторы, воздействующие на итоги его прохождения, средства, применяемые для реализации урока.
Обязательные компоненты анализа
В процессе проведения психолого-педагогического анализа должны быть выполнены следующие действия:
- Проведена оценка реализации целевого назначения урока и его задач;
- Проведена оценка каждого этапа урока, его содержания и значимости;
- Проведена оценка содержания урока на каждом этапе его протекания и его значимости для достижения целей;
- Проведена оценка соответствия методов и средств, используемых в процессе учебного занятия, его условий и темпов прохождения специфике развития учащихся, их индивидуальным способностям и навыкам;
- Проведена оценка приемов контроля на каждой стадии учебного занятия за усвоением знаний учащихся, их динамикой;
- Проведена оценка психологического климата на учебном занятии;
- На основе выявленных недостатков должны быть даны рекомендации дальнейшего построения учебного занятия.
Структура психолого-педагогического анализа
Эффективность проведения анализа во многом зависит от его структурного строения. Анализ должен носить системный характер и проходить в определенной последовательности.
Оптимальным будет анализ, проводимый по такой схеме:
- Проведение психологического мониторинга строения учебного занятия, его целей и задач. Здесь происходит определение темы учебного занятия, его целевое назначение и основные задачи. Далее формируется примерная структура урока и его психологическая целесообразность.
- Проведение психологического мониторинга содержания учебного занятия. Здесь выявляется качество и разнообразие учебного материала, применяемого на учебном занятии, его характер, объем, темпы преподношения. Выявляются те стороны личностного развития и познавательные возможности, которые нужно активизировать для продуктивного усвоения учебного материала. Информация должна быть воспринята, усвоена и реализована. Оценивается итог этих процессов и эмоции, вызванные ими. Обязательно нужно определить насколько программа урока соответствует возрастной специфики развития учащихся и их индивидуальным особенностям, а также способности педагога сделать учебный материал более простым и доступным для усвоения, интересной и увлекательной. Помогает ли она развитию познавательной активности и заинтересованности. Еще исследуется воспитательное влияние учебного материала, его эстетическое воздействие, реализация педагогов своих воспитательных возможностей и возможностей учебного материала.
- Проведение мониторинга познавательной работы учащихся и координацию этого процесса педагогом. Оценивается внимание учащихся и умение педагога его привлечь, заинтересовать в познании, объекты восприятия и навыки восприятия учащимися. Также, проводится анализ активизации педагогом мыслительной работы учащихся, активизации работы памяти, совершенствование ее функциональных возможностей.
- Проведение мониторинга построения педагогом обратной связи с учащимися. Оценивается обращение педагога к учащимся, их восприятие оценок своей деятельности, перестройка работы педагога, исходя из итогов обратной связи.
- Проведение мониторинга воспитательного влияния личности самого педагога и его мастерства при организации учебного занятия. Здесь оценивается эмоциональный компонент урока, его атмосфера, личность педагога, его мастерство, восприятие детьми его направлений работы, интерес учащихся и их активность.
- Подведение итогов урока. Здесь проводится оценка целевого достижения урока, показатели его развития. Выявляются психологические параметры, по которым можно оценить итоги прохождения учебного занятия, мотивы и стремления учащихся.