Основа организации общения детей дошкольного возраста
Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества.
Основой общения с психолого-педагогической точки зрения является личностный подход, который ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, а также на его взаимодействие с другими детьми в рамках различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая и т.д.). Опора именно на этот метод обусловлена его системностью.
Психолого-педагогические основы общения детей дошкольного возраста – это одна из новых дисциплин, представляющая собой совокупность теоретических разработок и экспериментальных исследований, которые предоставляют большую возможность для понимания развития личности ребенка.
Исходя из данного определения, психолого-педагогические основы общения представлены двумя линиями – теория и практика (эксперимент).
Теоретическая линия психолого-педагогической основы общения представляет собой обоснование базового вида деятельности, в рамках которой происходит взаимодействие между педагогом и воспитанниками.
Вторая линия – экспериментальная (практическая), основана на параметрах межличностного взаимодействия, которое включает в себя три основных компонента: когнитивный, поведенческий и аффективный (эмоциональный).
Компоненты организации общения детей дошкольного возраста
Основные компоненты организации общения детей дошкольного возраста:
Эмоциональный (аффективный) – это компонент, который находится во взаимосвязи с внутренним отношением педагога к воспитаннику, а также с ценностными установками воспитателя.
Важную роль при формировании необходимого отношения между воспитателем и ребенком имеют такие личностные качества как:
- эмоциональная децентрацция – это способность воспитателя воспринимать каждого воспитанника таким, какой он есть со всеми его достоинствами и недостатками, умение выстраивать эффективное педагогическое взаимодействие;
- идентификация – представляет собой один из способов познания воспитателем ребенка, на основании предположения о его внутреннем состоянии, умении поставить себя на место ребенка;
- эмпатия – чувство сопереживания и сочувствия ребенку, отклик на его состояние.
Данный компонент опирается на постоянное взаимодействие между воспитателем и воспитанниками. Чем дольше они общаются, тем ближе их взаимоотношения, ярче эмоциональный фон отношений.
Когнитивный компонент – это компонент, который основан на формировании определенного образа ребенка, его познании и понимании воспитателем, принятии его физических и психологических особенностей.
Ведущими механизмами познания являются:
- децентрация – умения принять и понять чужую точку зрения, осуществить ее беспристрастный анализ;
- рефлексия – понимание того, как другие люди из окружения воспринимают конкретного ребенка.
Данные механизмы позволяют воспитателю проанализировать поведение ребенка, установить особенности его статуса в коллективе. Все это необходимо для выявления причин негативного поведения и их устранение, а также для того, чтобы подобрать максимально эффективные формы взаимодействия с ребенком.
Поведенческий компонент – это компонент, который находится во взаимосвязи с общей педагогической стратегией и планами действий воспитателям и воспитанников.
Задача педагога осуществлять своевременный анализ поведения ребенка во время общения, для того чтобы помочь ему установить контакт с другими детьми, избежать ошибок и т.д. Анализу подвергаются особенности речи, мимика, жесты, поза и т.п.
Формы организации общения детей дошкольного возраста
Различают следующие формы взаимодействия между детьми дошкольного возраста:
- Прямое (непосредственное) – это процесс взаимодействия, при котором дети общаются между собой «напрямую», без посредников и иных участников коммуникации. Задача педагога не вмешиваться в процесс общения, создавать детям необходимые условия для продуктивного непосредственного взаимодействия. Педагог не должен вмешиваться в общение, но он должен следить за тем, как проходит общение и при необходимости вносить в него корректировки, например: предотвращать конфликты, помогать находить компромисс и т.д.
- Косвенное (опосредованное) – взаимодействие между участниками общения, которое направлено не на саму личность, а опосредованно через других лиц, либо через предметы или действия. В качестве косвенного общения (взаимодействия) может выступать организация консультаций, когда педагог общается с детьми-консультантами, а они уже доносят необходимую информацию до других учащихся. Таким образом, консультируя детей-помощников, он направляет их внимание на действия других детей, даёт через них советы, рекомендации и т.д.
В зависимости от типа взаимодействия между участниками общения, различают:
- Общение на равных (субъект-субъектные отношения) – общение основано на партнерстве, сотрудничестве и активном взаимодействии каждой из сторон.
- Общение, основанное на руководстве (субъект-объектные отношения) – предполагает активность одной из сторон, которая руководит процессом общения. При таком общении нельзя говорить о взаимодействии между участниками общения, так как на личность ребенка оказывается определенное воздействие.
Таким образом, психолого-педагогической основой организации общения детей дошкольного возраста должно быть признание ребенка как равноправного субъекта общения. При этом организация и содержание педагогического процесса будут определяться не только педагогом, но и активностью и потребностью ребенка. Такой подход, безусловно, отвечает актуальным требованиям отношения к личности как высшей ценности и позволяет учитывать не только объективные условия протекания взаимодействия, но и индивидуальные особенности его участников.