Понятие психолого-педагогической помощи
Психолого-педагогическая помощь – это система психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование у учеников способов овладения знаниями, умениями и навыками, оказание им психологической помощи по вопросам самоутверждения и формирования надлежащей самооценки, усвоение правил общественного поведения и безопасного образа жизни.
Дети, которые нуждаются в оказании ранней помощи – это дети в возрасте до 3 лет, с определенными ограничениями жизнедеятельности, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с генетическими нарушениями, детей группы риска, а также их родителей или законных представителей.
Цель оказания услуг ранней помощи – содействовать оптимальному процессу развития и формирования психического здоровья и благополучия детей в младенческом, раннем и дошкольном возрастах. Особенно детям, имеющим ограничения жизнедеятельности и риск появления таких ограничений, требующим нормализации жизни семьи, повышения компетентности родителей, или законных представителей, включения ребенка в среду сверстников и общественную жизнь.
Дети с ограниченными условиями жизнедеятельности и их семьи имеют право на получение 5 групп услуг:
- социальные;
- реабилитационные;
- услуги абилитации;
- услуги сопровождения;
- услуги ранней помощи.
Психолого-педагогическая помощь детям раннего возраста
Психолого-педагогическую помощь оказывают детям, которые испытывают затруднения при освоении основной общеобразовательной программы и социальной адаптации. Включая несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, предусмотренных в уголовно-процессуальном законодательстве, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу или являющиеся потерпевшими либо свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической помощи, которые создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами и педагогами-психологами тех организаций, которыми осуществляется образовательная деятельность, и в которых обучаются такие дети. Органы местного самоуправления имеют право создавать центры психолого-педагогической и социальной помощи детям.
Психолого-педагогическая помощь детям раннего возраста состоит из следующих основных этапов:
- психолого-педагогическое консультирование детей, если позволяет возраст и развитие, их родителей или законных представителей, педагогических работников;
- коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с детьми, логопедическая помощь при необходимости и достаточном уровне развития;
- комплекс реабилитационных мероприятий;
- помощь детям в преодолении трудностей социальной адаптации.
Психолого-педагогическую помощь оказывают детям на основании заявления или письменного согласия их родителей или законных представителей.
Центр психолого-педагогической помощи также может оказывать квалифицированную помощь организациям, которые осуществляют образовательную деятельность по вопросам реализации основных общеобразовательных программ обучения и воспитания обучающихся. Включая осуществление психолого-педагогического сопровождения реализации основных общеобразовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания учащихся, которые испытывают трудности при освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также помогают осуществлять мониторинг эффективности оказываемой организациями психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в процессе освоения основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
На центр психолого-педагогической помощи может возлагаться осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии, включая проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей с целью своевременно выявить особенности физического или психического развития и отклонений в поведении детей, подготовить по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организовать их обучение и воспитание, а также подтвердить, уточнить или изменить ранее данные рекомендации.
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии и порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей младшего возраста устанавливает федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения. Федеральный закон от 26.07.2019 № 232-ФЗ.
Психолого-педагогическую помощь в центрах психолого-педагогической и социальной помощи оказывают педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи и другие специалисты, необходимые, чтобы надлежащим образом осуществлять функции такого центра. Центр психолого-педагогической и социальной помощи также занимается осуществлением комплекса мероприятий, направленных на выявление причин социальной дезадаптации детей раннего возраста и других возрастов, и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросу трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.